Чего не знают авиапассажиры?
Наша встреча с начальником отдела управления ФСБ по обеспечению безопасности гражданской авиации полковником Александром Плотниковым состоялась задолго до синхронной авиакатастрофы двух «тушек», что на днях разбились в Тульской области и под Ростовом. Тогда он был откровенен и сыпал шокирующими цифрами.
Оказывается, риск оказаться жертвой воздушных пиратов или попасть в авиакатастрофу из-за теракта довольно велик. Мало кто знает, но только за один год службой безопасности на авиатранспорте выявлено и изъято 17,7 тысячи штук запрещенных к провозу предметов. По данным ФСБ, на борт российских самолетов потенциальные террористы пытались пронести 484 единицы огнестрельного оружия и 8,2 тысячи холодного.
Причем не пластмассовые ножи для резки бумаги, с помощью которых террористы из «Аль-Каиды» захватили воздушные лайнеры в Америке. Мне показали кавказские кинжалы, морские кортики, «заточки» уголовников… Таким арсеналом можно вооружить не одну бригаду воздушных пиратов.
Но самое страшное — на борт самолетов пытаются пронести сотни килограммов взрывчатки. В закрытой статистике фигурирует цифра — 334 килограмма. Столько взрывчатых веществ изъято за год у незадачливых авиапассажиров.
От рассказов офицеров спецслужб про задержания потенциальных воздушных пиратов мурашки пробегали по телу. Ведь жертвами террористов могли стать и недавно прилетевшая с Урала дочка с любимым внуком, и сестра, пользовавшаяся услугами авиакомпании «Сибирь». Впрочем, и самому скоро предстоит дальний перелет.
Полковник Плотников и его подчиненные тогда успокаивали. Мол, мы тоже не даром хлеб налогоплательщиков едим. Если бы не работа спецслужб и усиленный контроль в аэропортах, самолеты взрывались бы куда чаще. А так авиация не зря считается самым безопасным транспортом. По статистике больше всего людей в России — более 35 тысяч человек — гибнут в автокатастрофах. На авиатранспорте — в сотни раз меньше.
Однако опасность крылатого терроризма полностью, на все сто процентов, устранить даже теоретически невозможно. Этого мнения придерживаются и западные эксперты. Так, руководитель программы Всемирного фонда авиационной безопасности американец Ора Маккензи в своей книге «Терроризм и безопасность» отмечает: «Это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть».
Сейчас, после недавней трагедии, даже давно знакомые сотрудники спецслужб как воды в рот набрали. Все ссылаются на официальную позицию своего ведомства. А ФСБ пока исключает версию теракта.
По словам начальника Центра общественных связей ФСБ РФ Сергея Игнатченко, «рассматривается несколько версий случившегося, однако основная — незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации или нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть пассажиров».
Естественно, честь мундира отстаивают и другие заинтересованные лица. Так, сотрудник службы проверки багажа аэропорта «Домодедово» Сергей Виноградов заявил, что пронос на борт самолетов взрывчатки и взрывчатых веществ практически исключен. На вопрос, насколько эффективна проверка багажа и пассажиров, он ответил, что в настоящее время багаж проверяется тщательно и полностью. Другой работник из Домодедова, Игорь Тихомиров, сказал, что в аэропорту недавно установлено оборудование четвертого поколения, которое помогает обнаружить подозрительные предметы.
Возможно, все это и так. Но и на старуху бывает проруха. Это недавно доказал журналист британской газеты «The Sun» Энтони Фрэнс.
Он по поддельным документам устроился на работу в транспортную службу аэропорта Бирмингема. Используя свое служебное положение, журналист заложил муляж бомбы на борт самолета «Боинг-737» с 220 пассажирами на борту. Кстати, результаты расследования Фрэнса были опубликованы в день, когда разбились российские «тушки». В России только сейчас решили передать обеспечение безопастности полетов от частных охранных структур в органы МВД. После синхронных авиакатастроф, когда на головы мирных жителей падают трупы в самолетных креслах и обломки взорванных лайнеров, становится страшно не только летать, но и жить.
Сергей Шаповал
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Самолеты — надежные
С заслуженным летчиком-испытателем России, космонавтом-испытателем Сергеем Трехсвятским удалось связаться только по мобильному телефону. Он как раз находился в аэропорту «Домодедово», вылетал в Самару.
— Сергей Николаевич, на самолете какой марки летите?
— На Яке…
— А на «тушке» полетели бы?
— Конечно. Мне приходилось летать на самолетах, аналогичных тем, которые потерпели катастрофу. Машины надежные. Когда я проходил подготовку по программе «Буран», то проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на Ту-154. Самолет спокойно выдерживал очень большие нагрузки, был послушен, надежен. И если он в тех условиях работал как часы, то ничто не должно было нарушить его работу во время обычного рядового рейса. Думаю, причину авиакатастрофы нужно искать в другом месте…
*