Со строительством в своей жизни сталкиваются все. Но далеко не у всех оно получается. Не секрет, что часто хозяева еще долго недобрым словом поминают бригаду, наспех собравшую дачный домик, или горе-мастеров, которые «быстро и дешево» сделали ремонт в квартире. И понятно, что если подобного рода людям доверить куда более серьезный объект (например, строительство многоэтажного дома или заводского корпуса), то беды не избежать.

Человечество осознало это еще много столетий назад, и в древнем Вавилоне ввели государственные требования к строительству. Можно говорить о том, что вопрос государственного контроля за строительной отраслью появился сразу же после того, когда люди начали возводить сооружения более серьезные, чем одноэтажные хижины из тростника, глины и соломы.

Сегодня безопасность строительства обеспечивается при помощи лицензирования, которое существует в большинстве стран мира. Суть этой системы сводится к тому, чтобы не допускать возможности появления на рынке фирм и индивидуальных предпринимателей, не обладающих должными умениями и квалификацией.

Система лицензирования в строительстве позволяет минимизировать риски. Федеральным агентством по строительству и ЖКХ только за» первое полугодие 2004 года было проведено более 15 тысяч проверок. И за этот же период было направлено в суд 157 исковых заявлений на аннулирование лицензий. Вынесено 4937 предупреждений и в 1700 случаях действие лицензий для организаций уже приостановлено. Подавляющее большинство претензий относится как раз к сфере безопасности строительства. В частности, часто имеют место попытки возвести здание на участке, непригодном для строительства, а также построить объект без должной инженерной и противопожарной защиты. Кроме этого возвращается на доработку до трети проектной документации, а это примерно 7 тысяч проектов в год, по которым у экспертов возникают сомнения и опасения.

Однако в последнее время появилась идея отказаться от лицензирования строительной деятельности. Говорят, что уже этой осенью соответствующий проект закона может быть рассмотрен Государственной Думой. Информация подобного рода весьма встревожила специалистов. Российское общество инженеров строительства уже заявило, что «отбор ответственных и высокопрофессиональных проектных и изыскательных предприятий возможен только с помощью лицензирования их деятельности» . В этой связи общество отметило, что сегодня без лицензирования невозможно обеспечить сплошной контроль полноты качества как проектных работ, так и самого строительства. Позицию общества инженеров строительства активно поддержали в Профсоюзе работников строительства, а также целом ряде крупных научно-исследовательских и строительных организаций.

Цивилизованные участники рынка серьезно опасаются, что отмена лицензий приведет к заполнению рынка фирмами-однодневками, для которых вопросы качества и безопасности не имеют значения. Результатом деятельности «новых участников рынка» для граждан в лучшем случае станет потеря денег, в худшем же — все может окончиться гораздо трагичней. При отсутствии контроля за качеством строительства такие дома могут стать потенциальными братскими могилами. А ведь даже при существовании системы государственного контроля в России ежегодно происходит до 60 аварий.

О возможных масштабах грозящего бедствия можно догадаться уке сейчас. В настоящий момент ежемесячно выдается порядка 6— 7тысяч лицензий. Если учесть, что далеко не все обращающиеся получают их, а многие компании даже не пытаются получить лицензию, так как понимают, что им ее никогда не дадут, то можно сделать вывод: при отмене лицензирования ежемесячно на рынке будут появляться тысячи сомнительных фирм и компаний. Эксперты полагают, что ежегодно ими будет возводиться около 100 тысяч объектов. Как правило, подобного рода фирмы создаются под одно строительство и сразу же по его завершении исчезают, чтобы не было кому предъявлять претензии.

Система же лицензирования среди прочего еще приводила к тому, что в стране начала формироваться информационная база по строителям, создаваемая как раз на основе реестра лицензий. Даже сейчас в условиях существования лицензирования осуществляемые проверки выявляют ежегодно до 20 тысяч сомнительных объектов. Пока существует лицензирование, работы на них приостанавливаются до устранения нарушений.

После отмены инструмент контроля и рычаги влияния будут утеряны. Отдельной проблемой станет строительство высотных зданий. А именно сейчас крупные российские города начинают уходить ввысь. Причем советская строительная школа не имела хорошо разработанной технологии строительства подобных зданий. Возведение же небоскребов в условиях отмены лицензирования и ослабления контроля способно породить техногенные катастрофы такого масштаба, что жизнь мегаполисов будет просто парализована. Между прочим, эксперты обращают внимание на то, что уже сейчас некоторые из возводимых высоток наклонились на 35 сантиметров и их необходимо возвращать в вертикальное положение.

А если учесть, что в России еще никто не отменял ни понятие, ни сам факт существования ветхого жилья, то эта группа риска ежегодно увеличивается на несколько миллионов человек. На данный момент в ветхих и аварийных домах, износ которых составляет свыше,70 процентов, проживают пять миллионов человек. По словам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимира Аверченко, всего в России 88,7 миллиона квадратных метров аварийного и ветхого жилья. Кроме того, наблюдается катастрофическое старение жилого фонда: две трети изношенна 65 процентов, на подходе — износ «хрущевок», построенных в 60-е годы, которые надо или сносить, или реконструировать. Следует учесть также еще 35 миллионов квадратных метров, которые близки к 70-процентному износу. Ремонтировать это жилье не успевают. Так, в прошлом году «привели в чувство» всего полпроцента жилого фонда страны при ежегодной потребности в 4— 5 процентов.

Отмена лицензирования приведет к появлению настоящего «железного занавеса» для российских строителей и архитекторов. Например, в большинстве стран мира нельзя заниматься архитектурной и строительной деятельностью без лицензии. Это закрывает для российских фирм и компаний возможность принимать участие в международных тендерах на возведение в том числе и крупных промышленных объектов. А этот вид деятельности приносил в свое время нашей стране неплохие доходы. Российские же архитекторы лишатся возможности даже принимать участие в любых международных конкурсах, так как в их условиях оговаривается возможность участия только архитекторов с лицензиями.

Достаточно обратиться к международному опыту в области строительства. Практически во всех странах существует система лицензирования, аналогичная российской. Например, в США, Австрии и Китае. И даже в Германии, где само понятие лицензирования строительства как таковое отсутствует, для согласования проекта или получения разрешения на проведение строительных работ потенциальный застройщик должен отвечать тем же требованиям, что и в вышеперечисленных странах. Наличие профильного образования, стаж работы, подтверждение возможности заниматься этим видом деятельности и финансовая состоятельность являются обязательными условиями. Причем немцам в строительных касках приходится еще тяжелее, чем их зарубежным коллегам. Если в большинстве стран лицензии выдаются на довольно длительный период, то в Германии строителям необходимо получать разрешение по каждому объекту.

Государство, таким образом, становится основным фильтром, пропускающим организации на строительный рынок, оставляя за собой право окончательного решения. Способы борьбы с нарушителями выбирают в зависимости от национальной специфики. В Китае, например, кроме обязательных административных мер в качестве дополнительного кнута списки нарушителей публикуются в СМИ.

До сих пор эксперимент по отмене лицензирования был произведен только в одной стране — Монголии. Но и там он был признан неудачным. В результате ослабления государственного контроля большинство монгольских строительных фирм утратили профессионализм как проектировщиков, так и строителей. Причем теряли квалификацию не только прорабы, но даже простые рабочие. В результате до трети возводимых в монгольской столице жилых домов не могут быть сданы в эксплуатацию. Дело кончилось тем, что власти Монголии начали кампанию по лицензированию фирм и предприятий, работающих в строительстве.

Практика показала, что иных эффективных рычагов контроля в данной сфере нет.

«Российская газета» №183 (3560)

*