Отсутствие централизованной системы охраны в российских аэропортах привело к тому, что везде приняты разные и далеко не совершенные меры безопасности.

«Шереметьево-2» стало, наверное, первым российским аэропортом, который установил металлодетекторы уже на входе в само здание аэропорта. Однако перегруженность аэропорта, который все хуже справляется с пассажиропотоком, не лучшим образом сказывается на системе безопасности.

Так, при имеющихся двух металлодетекторах на двух входах одновременно оба работают далеко не всегда. В часы пик на входе часто возникает шумная и волнующаяся очередь, люди стараются пролезть без очереди (саму очередь никто не организует). Контролеры начинают пропускать опаздывающих пассажиров, многие идут в обход металлодетектора (особенно «организованные группы» туристов), на почти беспрерывный его звон уже практически перестают реагировать.

Особой «спецификой» отличается работа местной ГИБДД. Часто подъезд непосредственно на пандус (или под него) близ самого здания аэропорта блокирован гаишниками (пассажиры должны тащить чемоданы в аэропорт пешком). Однако, во-первых, с ними можно «договориться» за некую сумму, во-вторых, и под, и на пандусе всегда имеются некие автомобили — как с водителями внутри, так и без них. Так что, теоретически, террористам, достаточно «прикинуться» некоей важной госмашиной (с соответствующим «блатным» номером) либо машиной такси.

При регистрации пассажиров на рейсы контроль сильно варьируется в зависимости от направления: наиболее сильный контроль на «американские рейсы» (по требованию американских властей), там применяют особо современное оборудование, которое после окончания регистрации на эти рейсы уносят.

Недавно корреспондент «Известий» был свидетелем прохождения регистрации в «Шереметьево-2» на рейс в Лос-Анджелес. Происходило это так. Регистрационную стойку, где пассажиры, следующие на этот рейс, сдают багаж, огородили ленточкой. Перед регистрацией всех без исключения заставляли открыть чемоданы и несколько девушек в перчатках перерывали все их содержимое. Специальный мужчина ватными тампонами протирал пассажирам руки и сумки. Потом эти ватные тампоны он клал в специальный ящик, на котором загоралась одна и та же лампочка. Таким образом искали мельчайшие частицы взрывчатки. Однако из-за тщательного досмотра (на одного пассажира уходило в среднем пять минут) и всего трех досматривающих, скопилась огромная очередь. Поэтому некоторые особо предприимчивые россияне просто перелезали через ленточку и, минуя спецконтроль, шли на регистрацию. Сотрудники службы безопасности, склонившиеся над раскрытыми чемоданами, их просто не замечали.

Таможенный контроль (в равной мере «зеленый» и «красный» коридоры) в основном ориентирован, как и в советские времена, в первую очередь на отлавливание «незаконного вывоза валюты». Непосредственно при посадке в самолет происходит более жесткий личный контроль, в последнее время он ужесточился. Однако, в отличие, например, от американских или европейских аэропортов, вас не заставят снимать обувь (чтобы выяснить, нет ли у вас взрывчатки в подошвах), можно провезти и такие «колюще-режущие» предметы, как щипцы для ногтей или маникюрные наборы (включая ножницы). Вас практически никогда (в отличие от западных аэропортов) не заставят включить, дабы показать, что это не «муляж», ноутбук, фотоаппарат или мобильный телефон.

Некоторое время назад при аэропортовском «ВИПе» действовала такая «услуга», как пронос персоналом, к примеру, «кейса» с крупной суммой валюты, в обход таможни. Стоило это до 200 долларов. Сведениями о том, что подобное возможно и сейчас, «Известия» не располагают.

При этом надо отметить, что в «Шереметьево-2» сегодня действует, пожалуй, самая строгая система проверки багажа и пассажиров по сравнению с другими аэропортами страны.

Описанный ниже случай произошел с корреспондентом «Известий» в «Домодедово».

— После того как зарегистрировались на рейс и сдали багаж, я с ужасом обнаружила, что маникюрные принадлежности лежат у меня в сумке. Но на мое счастье одновременно с нашим рейсом контроль проходили опаздывающие пассажиры другого рейса. У рентгеновской установки образовалась очередь и для скорости ручную кладь кучами сваливали на ленту и быстро прогоняли через установку. Так что моей запрещенной ноши никто не заметил. А когда возвращались, тоже в «Домодедово», к нашему самолету Ил-86 подали всего 2 автобуса. Естественно, места всем не хватило. А из самолета уже все вышли. Автобусы уехали, и оставшиеся пассажиры остались посреди летного поля без какой бы то ни было охраны, и минут 10, пока не подъехали еще автобусы, мы были предоставлены сами себе.

www.izvestia.ru

*