Пресса посвящает большинство комментариев разбившимся во вторник гражданским авиалайнерам Ту-134 и Ту-154. Трагедия заставила журналистов и аналитиков вспомнить прошлые катастрофы и задуматься над тем, как избежать их повторения.

«Пятый год подряд в России в один и тот же месяц происходят теракты с многочисленными людскими жертвами, — делится горькой статистикой «Независимая газета». — Отсчет ведется с сентября 1999 года, когда в результате взрывов жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве погибли 223 человека, а в Волгодонске — 18. В августе 2000-го — взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади, 13 жертв».

«В октябре (не август, конечно, но масштаб трагедии ужасающий) 2002-го 130 зрителей «Норд-Оста» гибнут при освобождении заложников Бараева. В августе 2003-го камикадзе на «КамАЗе» взрывает госпиталь в Моздоке, гибнут 50 человек, — продолжает автор материала «Катастрофа по расписанию». — Тогда же взрывается электричка Кисловодск-Минводы, шестеро погибших, еще пятеро — в Краснодаре в результате серии взрывов на автобусных остановках. Число раненых и покалеченных исчисляется сотнями».

«В эти же временные и «сезонные» рамки входит символ современного терроризма — атака на Америку 11 сентября 2001 года, — пишет «Независимая». — И вот — одновременная гибель двух пассажирских Ту-134 и Ту-154, вылетевших из «Домодедово». 89 человеческих жертв».

По наблюдению автора, «в российской хронике терроризма последних лет есть еще одна закономерность, на которую нельзя не обратить внимания. Наиболее крупным террористическим актам предшествовали менее кровавые, но потенциально — с крайне тяжелыми последствиями».

«За три дня до того, как отряд Бараева захватил Театральный центр на Дубровке, у ресторана «Макдоналдс» на юго-западе Москвы взлетела на воздух легковая «Таврия». Тогда один человек погиб и семеро были ранены, — поясняет газета. — Нечто подобное произошло и сейчас. За несколько часов до гибели самолетов в Москве взрывается автобусная остановка».

«Труд» замечает, что «такого в истории авиации России никогда не было: сразу две тяжелейшие авиакатастрофы произошли в ночь с 24 на 25 августа. Обстоятельства, при которых случились трагедии, сразу заставили думать о спланированном теракте. Возникли даже косвенные аналогии с тем, что произошло в сентябре 2001-го в США…».

«Проклятый август, — соглашается «Московский комсомолец». — В России уже появилась черная народная примета: как дело к осени — жди беды».

«Вопрос только, сколькими жертвами насытится очередная беда: десятками? сотнями? а вдруг — тысячами? Но какие же они изобретательные, эти твари, питающиеся человеческими жизнями. Как причудливы их смертоносные фантазии», — возмущается газета.

«И все похоже на дурацкий сон, который все время возвращается с новыми подробностями, но с кошмарной периодичностью, — пишет «МК». — Теперь этот сон, как всегда, запоздалый и бессмысленный, унес 90 жизней. Сколько унесет следующий?»

В другом комментарии на ту же тему, озаглавленном «Российский римейк 11/09», газета отмечает, что «катастрофа двух российских самолетов порождает ощущение дежавю. Практически одновременная гибель авиалайнеров, летевших внутренними рейсами, очень напоминает то, что произошло 11 сентября 2001 года в Америке».

«Комсомольская правда» в рубрике «Вопрос дня» спрашивает: «Почему катастрофы и теракты нас ничему не учат?»

Вот, что думает по этому поводу член Комитета Госдумы РФ по безопасности Александр Гуров: «Потому что гром гремит, а мужик не крестится. В России никто ни за что не отвечает, безответственность — абсолютно на всех уровнях власти. Поэтому катастрофы и теракты у нас — процесс закономерный. Выход один: жесткая административная и уголовная ответственность, неотвратимость наказания».

Адмирал ВМФ Иван Васильев заявил в интервью «Комсомолке», что «в нашей системе безопасности — сплошные дыры. Особенно их много там, где можно щипнуть деньги».

С такой постановкой вопроса не согласен главный Федеральный инспектор по Липецкой области Владимир Зорин: «Ну почему же не учат? Учат! Можно вспомнить немало примеров, когда теракты удалось предотвратить. Другое дело, что террористы всех мастей тоже «повышают квалификацию» — их методы с каждым годом становятся все изощреннее, а наши силовые органы не всегда за ними поспевают».

«Образец безопасности»

«Российская газета» публикует статью Льва Кошлякова, заместителя генерального директора авиакомпании «Аэрофлот», в которой он признает, что «две катастрофы на пике курортного сезона поставили перед многими отпускниками болезненный вопрос: лететь сейчас опасно?».

«Общий ответ в наше время террористических угроз очевиден, а более конкретный зависит — не удивляйтесь — от того выбора, который сделает пассажир, — считает Кошляков. — Уровень безопасности напрямую зависит от финансовых возможностей компаний. Рынок авиаперевозок делят не только богатые, но и бедные фирмы. Есть даже те, которые владеют одним-единственным самолетом. А защита от воздушного терроризма — дело сложное и дорогое. По-настоящему гарантировать ее способны лишь крупные авиакомпании, которые в нашей стране можно пересчитать по пальцам».

Еще один насущный вопрос: «Может ли преступник добраться до пилотов?» Вот ответ эксперта: «Двери в пилотскую кабину бронированы и всегда закрыты, взломать их нельзя. На каждом борту обязательно смонтированы несколько скрытых кнопок подачи сигнала тревоги, знают об их местоположении лишь члены экипажа. Как показывают специальные учения, при развитии любой чрезвычайной ситуации на борту сигнал SOS будет подан обязательно».

Выводы Кошлякова в какой-то мере подтверждает «Газета»: «Авиационные службы безопасности работают во всех российских аэропортах по одним и тем же правилам и с использованием примерно одной и той же аппаратуры. Особенных внешних различий между ними нет. Однако абсолютную гарантию от разного рода ЧП на борту эти службы дать не в состоянии».

«Во всех столичных аэропортах считают, что авиационная безопасность обеспечивается у них на «должном уровне», — пишет издание. — И действительно, в разных вариантах эта система авиабезопасности существует во всех аэропортах России и даже мира».

Несколько двусмысленно звучит заголовок в «Независимой газете»: «Как пронести на борт взрывчатку. Аэропорт «Домодедово» был признан образцом безопасности».

«О невозможности пронести на борт самолета запрещенные предметы представители московских аэропортов, и «Домодедово» в том числе, говорили не раз. На официальном сайте аэропорта в феврале 2004 года была размещена информация о совершенствовании и техническом переоснащении служб авиационной безопасности, — напоминает «Независимая». — В частности, приобретено «новейшее оборудование по обеспечению авиационной безопасности». Например, суперсовременные интроскопы (прибор для определения по цветовой гамме содержания багажа и классификации предметов по составу). Кроме того, установлены новейшие металодетекторы Metor-200. А весной этого года в пассажирском терминале аэропорта началось круглосуточное патрулирование специально выведенной породой собак, способной обнаруживать взрывчатые вещества».

«Коммерсант» полагает, что «пронести взрывчатку в самолет, по мнению специалистов, большого труда не составляет. Кусок тротила или пластита можно выдать, в частности, за мыло. Батарейки и так и не вызовут подозрений. Взрыватель же террорист или террористка может легко спрятать в свои естественные полости».

«Сборку СВУ легко провести в туалете на борту. И взорвать самолет, не отходя от туалета — как раз в хвосте и находится одно из самых уязвимых мест лайнера. Если взорвать в хвостовой части, рядом с двигателями всего 200 г тротила, то это приведет либо к отрыву хвоста, что произошло с Ту-134, либо к полному разрушению лайнера, как в случае с Ту-154», — уточняет газета.

А вот мнение «Московского комсомольца»: «Как взрывчатка могла попасть на борт? Элементарно!»

«Сотрудники аэропорта «Домодедово» работают в усиленном режиме. Кругом выставлена охрана. Но, как это ни странно, корреспондентам «МК» удивительно легко удалось попасть через служебный вход… прямо на летное поле, к самолетам, — пишет газета. — В течение часа мы спокойно блуждали между различными лайнерами, готовящимися к вылету, в том числе и авиакомпании «Сибирь» и «Волга-авиаэкспресс».

«Нам удалось выяснить, что на прошлой неделе в аэропорту проходили учения на обнаружение взрывчатки и наркотиков, — сообщают журналисты. — Одна из сотрудниц с чемоданом, в котором был муляж бомбы в виде будильника с проводами, должна была пройти через все досмотры и подняться на борт самолета. И ей это удалось! Ни один из тех, кто отвечает за досмотр пассажиров и груза, ее не притормозил. А вот теперь эта трагедия…».

«Комсомольская правда» вспоминает, что «после трагических событий 11 сентября 2001 года представители силовых структур РФ в один голос заявили о необходимости ужесточения мер безопасности в воздухе, в частности, о введении вооруженной охраны на борту самолетов. Однако в России эту идею не осуществили — авиакомпании были против».

Би-Би-Си

*