Во вторник вечером с разницей в три минуты потерпели крушение два самолета, вылетевших из столичного аэропорта «Домодедово». Ту-154, следовавший в Сочи, упал в Ростовской области. Ту-134, направлявшийся в Волгоград, рухнул на границе Тульской и Рязанской областей. Погибли 89 человек: все пассажиры и члены экипажей обоих лайнеров. Большинство экспертов сходятся в том, что причиной «синхронного падения» стал теракт. 26 августа в России объявлен траур.

Вчера на месте крушения Ту-134, в районе села Бучалки Кимовского района Тульской области, о версиях катастрофы спасатели старались не говорить. Да и некогда им было что-то рассказывать, передает наш корреспондент Герман ПЕТЕЛИН. Фюзеляж лежал в пятистах метрах от хвоста. И больше никаких обломков, ни следа. Быть может, так и должно быть. Ведь трагедия произошла на высоте 9,5 тыс. метров. Самолет разорвало напополам. Спасатели извлекали из-под обломков самолета тела погибших. Точнее то, что от них осталось.

«Там каша, сплошное месиво, – рассказывал майор милиции Ефремов и просил сигарету, – думал, брошу курить. А тут в три ночи тревога, и нас сюда – охранять обломки. Я подошел, заглянул внутрь. А они все в одной куче, перекрученные друг с другом, словно резиновые веревки. И ни у кого нет лиц. Понимаешь, лиц нет. Я даже не знаю, как они могут там работать!»

«Они» – это судмедэксперты в гражданской одежде и спасатели МЧС в рыжих куртках. Мы стоим с майором и смотрим на лежащий кверху брюхом самолет. Он словно мертвая птица, только слегка сплющен. На его корпусе работают несколько десятков спасателей. Они режут ножницами металл и отрывают куски серебристой обшивки, чтобы проделать дыру. Сквозь нее спасатели будут доставать тела погибших. Рядом солдаты-срочники складывают останки в полиэтиленовые пакеты и грузят в «КамАЗ».

«КамАЗ» вчера в Бучалках оказался нужнее санитарных машин. Целый ряд машин «скорой помощи» стоял в бездействии. Помощь-то оказывать некому. Погибли все: и пассажиры, и экипаж. Но пока все они безымянны. Только номера на бумаге. Один, два, три. Завтра они снова обретут имена, но только в морге.

«Мы ожидаем, что уже в четверг приедут родственники погибших и начнется опознание, – объясняет представитель тульского МЧС. – А пока тела отвезут в морги городов Узловая и Новомосковска».

В этот момент среди спасателей появился священник. Самый настоящий поп в рясе и с кадилом. Он обходил самолет.

«Я молюсь за убиенных», – объяснил он, и начал рассказывать о своей церкви в Новомосковском районе. О том, что, узнав о происшествии, он решил приехать сюда и отслужить панихиду. Вот только сразу сквозь кордон его пускать не хотели.

Рядом стоит 12-летний пацан Сева Шамаян и упрямо твердит в телекамеру: «Я гулял допоздна. Уже зашел домой, когда услышал, как залаяла собака. В этот же момент задрожал весь дом, а на улице все загремело. Я выскочил на улицу. Посмотрел наверх и увидел самолет, точнее его огни. Он заходил на большой круг. А потом раздался хлопок».

Впрочем, дети склонны к фантазиям. Взрослые самолет не видели. Но шум слышали все. «Я пошла вечером в хлев дать корове соль, – рассказывает Галина Ершова. – И вдруг раздался гром, такое впечатление, что над селом зависли сразу десять реактивных самолетов. Даже земля под ногами задрожала. Я перепугалась и забежала назад к детям. А они у меня спрашивают: там что, гроза? В этот-то момент раздался хлопок, и все стихло».

О том, что случилось на самом деле, Галина узнала рано утром. «Вышла в пять часов из дома, а в небе вертолеты кружат. И полно милиции».

Наталья Тюлькина догадалась о крушении чуть раньше. «Где-то в три ночи брат с улицы пришел и сказал, что у нас за селом разбился самолет и в поселке полно милиции. Я тогда и догадалась, что когда вечером все гудело и дрожало, тогда и самолет упал».

Когда мы уходили от обломков самолета, нас обогнал «КамАЗ». Это была первая машина с останками. В ней лежали 23 трупа, которым должны были дать имена. Остальные останки в тот момент еще были под обломками.

Страшные сувениры

Место катастрофы самолета Ту-154, выполнявшего рейс Москва – Сочи, находится километрах в восьми от поселка Глубокий Каменского района Ростовской области. Как сообщила корреспонденту «НИ» Вячеславу ЯРОШЕНКО представитель областного управления МЧС Наталья Власенко, уже через полчаса после получения сигнала тревоги первые поисково-спасательные подразделения были на месте ЧП. Однако реальные результаты появились только утром, после восхода солнца. Был найден фюзеляж самолета, а в полутора километрах от него и хвостовое отделение. Вчера к 20.00 на месте падения Ту-154 работали более тысячи человек: спасатели, пожарные, сотрудники спецслужб, правоохранительных органов и судебные медики. Прочесывание местности вели солдаты внутренних войск и милиция, в небе барражировали вертолеты МЧС. Радиус разброса фрагментов самолета составил около 25 км.

К 16.00 были обнаружены тела шести человек. Пять – в районе хутора Крутые Горки и один – предположительно член экипажа – неподалеку в поле. По неофициальным данным, еще пятеро погибших были найдены в районе станицы Зеленовской. Уже к 17.00, по словам милиционеров, число обнаруженных трупов достигло 13. Фрагменты тел продолжают находить. По заявлению председателя комиссии по расследованию обстоятельств гибели экипажа и пассажиров Ту-154 Леонида Каширского, отыскались все три бортовых самописца, они находятся в удовлетворительном состоянии. Каширский выразил надежду на то, что сегодня к утру записи будут расшифрованы.

Больше всего осколков находили во дворах хутора Крутые Горки. Накануне вечером в районе катастрофы шел дождь. В это время многие жители хутора слышали хлопок. А те, кто находился на улице, увидели и зарево. Думали, гроза.

«В четверть седьмого утра я вышел покормить скотину, – рассказал житель хутора Юрий Бодрин. – Около хоздвора увидел разбросанную кучу навоза. На ней лежала секция из трех пассажирских кресел. В двух были люди – женщина лет 35, светловолосая, рядом с ней девочка лет семи в одном носке и футболке. У нее на шее был золотой крестик. Оля, закричал я жене, звони скорее в милицию – нам людей из самолета выкинули!»

Милиция приехала минут через 15. Бодрин показал и место падения еще одного человека. В поле лежал крупный мужчина лет 40, совершенно раздетый, с раздробленным черепом. Сейчас на этом месте глубокая, сантиметров в десять, вмятина.

По сообщениям оперативного штаба, к вечеру среды все службы начали подготовку к встрече родственников погибших. Сорок человек вылетели из Москвы и восемь из Сочи. Тела погибших отправили в морг ближайшего города – Каменска. Там же будут принимать и родственников.

Тем временем местная детвора рыщет в поисках обломков самолета. Почти у каждого окрестного мальчишки теперь есть по страшному сувениру.

Встречающие

В ночь с 24 на 25 августа в аэропорту Сочи рейс из Москвы ждали лишь несколько человек; в основном встречали друзей и родственников, направлявшихся на курорт, сообщил наш корреспондент Сергей ПЕРОВ. Примерно в половине двенадцатого было объявлено о задержке рейса. Через несколько минут встречающим начали звонить знакомые, сообщая об авиакатастрофе. Очевидцы утверждают, что паники в здании аэропорта не было, но ощущалась тревога и подавленность. Встречающие начали названивать родственникам, надеясь, что информация не подтвердится или кто-то из пассажиров не попал на злополучный рейс. Одновременно в аэропорт начали съезжаться люди, только что узнавшие о трагедии.

Дежурный по аэровокзалу пригласил встречающих собраться возле ресторана «Сокол», где их уже ждала группа психологов. До восьми часов утра родственникам официально не сообщали о гибели самолета, и только после того, как пришло сообщение о найденных в Ростовской области обломках лайнера, представитель аэропорта объявил, что все 38 пассажиров погибли. После этого несколько человек увезли из аэропорта на «скорой помощи». Остальные находились там до обеда, дожидаясь списков погибших. В это время в УВД Сочи шла проверка данных, предоставленных авиакомпанией «Сибирь». Сочинцев в списке оказалось восемь человек. Однако до сих пор неизвестна судьба нескольких человек, которые, по официальным данным, не явились на рейс. Среди них тоже могли быть жители курорта. Ситуацию запутала нечеткая работа сочинского телефона «горячей линии», по которому, как было объявлено, могли обратиться родные и друзья пассажиров рейса Москва – Сочи. По этому телефону получить какую-то информацию было невозможно – сведения о пассажирах по неизвестной причине не предоставляются никому, в том числе и родственникам.

Смертельное спокойствие

Несмотря на трагедию, пассажиры электрички-аэроэкспресса, отправлявшиеся вчера с Павелецкого вокзала в «Домодедово», никакой тревоги по поводу предстоящего перелета внешне не выражали. Напротив, складывалось впечатление, что незнакомые друг с другом люди договорились о табу на разговоры про катастрофу. На протяжении всего пути вагонные споры возникали только о последних событиях Олимпиады.

Как рассказали корреспонденту «НИ» Анне ГОРБОВОЙ в кассах авиакомпаний «Волга-Авиаэкспресс» и «Сибирь», массовой сдачи билетов вчера не было. «Было несколько возвратов, – сказала одна из кассиров, – но все в режиме обычного дня». Многие, в основном транзитные, пассажиры узнавали о вчерашней катастрофе непосредственно перед вылетом. Другие слышали об этом в утренних новостях. Но почти все были уверены, что подобного с ними не случится.

«Долетим, никуда не денемся, – сказала корреспонденту «НИ» Ольга Гайда, направляющаяся с детьми из Украины в Петропаловск-Камчатский. Затем добавила для убедительности: – Мы каждый год летаем, все всегда было хорошо».

В залах аэропорта царила обычная вокзальная суета. Стоявшие у входа три милиционера откровенно скучали. Оживлялись стражи порядка, лишь завидев журналистов с теле- и фототехникой. У стойки представительства авиакомпании «Сибирь» журналистов тоже не ждали. На вопросы отвечали вопросами. «А вы о чем? О какой катастрофе? Нет сведений, – проговаривал заученную с утра фразу сотрудник представительства. Правда, спустя минуту он сдался и выдал миллилитр информации. – Идите в здание АТБ».

Одно из помещений Авиатехнической базы «Домодедова», расположенной в нескольких километрах от аэропорта, стало на время и информационным центром, и центром реабилитации для родственников погибших. Сюда после сообщений о трагедии уже ночью начали приезжать люди, чьи родные оказались в приговоренных самолетах. Их не много: вместе с врачами и психологами в неуютном конференц-зале собрались от силы 10–12 человек. По комнате плыл удушающий запах боли и лекарств.

«Дочка Катя у меня там была, – сквозь слезы объясняла Галина Фетисова. – В Сочи летела. Ей 23 года. Было». Не нужно медицинского образования, чтобы понять: чрезмерное спокойствие многих «клиентов» реабилитационного центра – следствие глубочайшего шока.

Те, кто не смог приехать в «Домодедово», в это же самое время с последней надеждой набирали номер «горячей линии». Каждый надеялся на чудо. Но чудес не бывает.

«Когда звонившие слышат фамилию своих родственников, числящихся в списках погибших, реакция бывает неоднозначной, – рассказал пресс-секретарь аэропорта «Домододево» Игорь Тихомиров. – Поэтому вместе с двумя нашими сотрудниками у телефонов дежурит психолог». В руках дежурные держат рукописные списки погибших: пометки на полях, исправления и дополнения новыми данными. «Звонки идут постоянно, – продолжил Игорь Тихомиров, – К этому часу (15.00. – «НИ».) поступило уже более 300 звонков – в основном из Москвы, Московской области, Волгограда и Сочи».

Мнение эксперта

Вчера «НИ» удалось связаться с авторитетным экспертом в области авиации, имеющим большой опыт в расследовании летных происшествий. Попросив оставить его имя в тайне, он рассказал следующее:

– Наиболее вероятная версия этой двойной катастрофы – взрывы в полете на обоих самолетах. Теоретически могли рвануть топливные баки. Если от неисправных электрокоммуникаций возникает искра, то она может воспламенить пары топлива в опустевшем баке. От этого упал «Боинг-747» над Атлантикой в 1990 году, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк – Париж. Тогда погибли 230 человек. Сначала думали о теракте, но американские расследователи подняли почти все детали самолета и затем установили место и причину взрыва (на это ушло 11 месяцев).

Более вероятен вариант с закладкой бомбы с часовым или барометрическим механизмом в багаж, салоны или конструкцию лайнера. Или его мог подорвать террорист-самоубийца. Характерный пример – знаменитый взрыв самолета над Локерби в Шотландии. В пользу этой версии говорит одномоментность двух срабатываний на самолетах, взлетевших из одного и того же аэропорта. Большой разброс деталей самолетов (10–20 км) также свидетельствует о взрывах в воздухе на большой высоте. Вероятность того, что два самолета упали при схожих обстоятельствах из-за отказа техники или ошибки пилота, составляет не более 5%.

Прояснить обстоятельства случившегося могут прежде всего бортовые самописцы обоих самолетов. В первую очередь должны быть исследованы речевые самописцы (магнитофоны). Затем – параметрические, которые сообщают данные о работе техники и положении органов управления. Целесообразно также прослушать бортовые магнитофоны других экипажей, находившихся к 23.00 в районах гибели самолетов, – такое «сканирование» позволяет выявить нужные факты, дополняя выводы расследователей. Обычно они сосредотачиваются только на переговорах погибших экипажей.

Стоит отметить, что выяснять все подробности должны прежде всего профессиональные расследователи, имеющие отношение к авиации (летчики, инженеры, диспетчеры), на заключениях которых должна строиться работа прокуроров и представителей ФСБ. К сожалению, чаще все происходит наоборот, выводы комиссии подстраивают под «нужную» установку, заданную политическими или экономическими обстоятельствами.

Уже сейчас просматриваются усилия разных ведомств по переваливанию вины за случившееся на коллег. Все происходит кулуарно, разговоры ведутся шепотом. А следовало бы сразу опубликовать состав комиссии по расследованию – председатель, заместители, члены – с указанием их специализации и опыта, а также опыта участия в подобных расследованиях. Обязательно должен быть назначен представитель для связи со СМИ. Нелишне было бы привлечь к делу с самого начала одного-двух членов думского комитета по безопасности, которые сейчас как раз занимаются совершенствованием законодательства по безопасности полетов.

Куда летели террористы?

Вчера активно муссировалась версия, согласно которой захватившие Ту-154 террористы намеревались повторить «11 сентября»: протаранить важный объект на земле. Однако специалисты, опрошенные «НИ», к этой версии отнеслись скептически.

«Я склоняюсь к версии, что это был теракт, – заявил вчера «НИ» экс-сотрудник ФСБ, ныне политэмигрант Александр Литвиненко. – Два самолета падают практически одновременно. Даже если рассуждать чисто логически, получается, что это была запланированная катастрофа. Хотя, безусловно, проникнуть в аэропорт террористам сложно, видимо, у них это как-то получилось. Можно рассматривать и тот вариант, что те, кто захватил «сочинский» самолет, решили направить его на резиденцию президента Путина в Бочаровом Ручье. В таком случае самолет сразу же сбили бы. Вообще, при малейшей опасности, грозящей лицам, которые тщательно охраняются государством, в том числе и президенту, по инструкции должны приниматься любые меры для их спасения, даже если при этом погибнут невиновные люди.

Кстати, есть некая закономерность: как только начинается жесткая критика российского руководства американской и европейской общественностью, так тут же в России происходит теракт. И российские власти становятся жертвами. А ведь на прошлой неделе все ведущие западные газеты как раз критиковали существующий сейчас строй».

Вечный оппонент Литвиненко, член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, на этот раз в чем-то с опальным сотрудником ФСБ согласился: «Все признаки указывают на то, что это был теракт. Подобных случайностей не бывает. На одном из самолетов сработало устройство, оповещающее о захвате борта террористами. Самолеты терпят крушение, как правило, при взлете или посадке, но здесь катастрофа произошла на большой высоте. В то, что террористы, захватившие самолет, могли направить его на резиденцию президента в Сочи, я не очень верю. Во-первых, пилотов заставить это сделать крайне сложно, во-вторых, трудно отыскать сам объект атаки. Это ведь не Белый дом, резиденция довольно небольшая. А Ту-154 – огромный лайнер, который мог запросто и не попасть в цель. Но, безусловно, до этого бы сработали войска ПВО, охраняющие президентскую резиденцию. Я, кстати, вполне допускаю, что взрыв на автобусной остановке накануне и падения самолетов напрямую связаны между собой. Террористы таким образом хотели оттянуть силы и средства спецслужб на второстепенную акцию, направив свой основной удар на самолеты. Вспомните взрыв возле «Макдоналдса» прямо перед захватом «Норд-Оста», тогда его тоже сначала посчитали хулиганским».

В России объявлено тотальное усиление

Вчера расследование взрыва на автобусной остановке на Каширском шоссе во вторник вечером было передано из прокуратуры Южного округа столицы в Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД Москвы. Столичные милиционеры квалифицируют взрыв как хулиганство и пока очень осторожно относятся к возможной связи с катастрофами двух пассажирских самолетов, которые произошли в тот же день.

«Мы сейчас не работаем над конкретной версией вчерашнего взрыва, а собираем информацию и ждем заключения различных экспертиз, – заявил вчера «НИ» начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Кирилл Мазурин. – Если в принципе не исключать версию теракта, то можно связывать взрыв на Каширском шоссе с тем, что произошло в небе. Пока же мы к этой версии не склоняемся и расследуем вчерашний взрыв в рамках уголовного дела, возбужденного по статье «хулиганство».

Вчера во всех силовых подразделениях в МВД и ФСБ РФ состоялись оперативные заседания, на которых было принято решение усилить меры безопасности на территории всех субъектов Федерации.

«Будут усилены меры безопасности объектов транспортного комплекса – аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных вокзалов, а также мест массового скопления людей, – заявил «НИ» исполняющий обязанности начальника Управления информации, региональных и общественных связей (УИРОС) МВД РФ Валерий Грибакин. – Объекты будут контролировать дополнительные патрули милиции, увеличено число кинологов с поисковыми собаками, особым образом организована работа оперативных и дежурных служб, а также милицейских бригад экстренного вызова».

Столичные транспортники также обещают обеспечить безопасность пассажиров. «С учетом ситуации мы предпринимаем адекватные меры безопасности, – заявил «НИ» официальный представитель Мосгортранса. – Пока у нас действуют стандартные меры: тщательный ежедневный осмотр всего подвижного состава производится перед выездом из парка и при возвращении транспорта в депо, причем вне зависимости от времени. Кроме того, после каждого рейса водители тщательно осматривают на конечных остановках салоны».

Андрей ПАНКОВ, Ирина ВЛАСОВА, Михаил КНЯЗЕВ, Николай БОГОМОЛОВ (фото)

Новые известия

*