Расследованием обстоятельств гибели в ночь на среду двух российских самолетов по поручению президента Владимира Путина занимается межведомственная госкомиссия во главе с руководителем Минтранса Игорем Левитиным. В ее состав вошли представители ФСБ, МВД и Генпрокуратуры РФ. Также созданы спецгруппы по расследованию в МЧС и Минобороны РФ. Кроме того, выяснением обстоятельств трагедий заняты члены Межгосударственного авиационного комитета. Специалисты МАКа изучают найденные на месте катастрофы Ту-134 и Ту-154 «черные ящики».

Генпрокуратура России возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации воздушного транспорта). На места ЧП выехали заместители генпрокурора РФ: Сергей Фридинский в Ростовскую область, и Николай Савченко – в Тульскую. Как сообщили корреспонденту «НГ» в Генпрокуратуре, не исключено, что впоследствии дело будет переквалифицировано по ст. 205 УК РФ (терроризм). Пока ответственность за случившееся не взяла на себя ни одна из экстремистских организаций. Как передал вчера катарский телеканал «Аль-Джазира», представители чеченских сепаратистов заявляют о своей непричастности к трагедиям. «Наше руководство не имеет никакого отношения к терактам. Наши действия направлены только против военных», – заявил представитель Аслана Масхадова Фарук Тубулат.

Согласно распоряжению начальника столичной милиции Владимира Пронина руководящий состав ГУВД переведен на круглосуточный режим несения службы. Также усилены меры безопасности во всех аэропортах. В то же время аэропорт «Домодедово», откуда вылетели оба разбившихся самолета, весь вчерашний день работал в штатном режиме. Как сообщила пресс-служба аэропорта, «никаких ограничений на прилет и вылет рейсов не вводилось».

Связь с самолетами, вылетевшими из «Домодедово», пропала почти одновременно. Вскоре появились сообщения, что незадолго до потери связи с сочинским самолетом с борта поступил сигнал о захвате воздушного судна. В официальном сообщении авиакомпании «Сибирь» говорится, что сразу же после исчезновения с экранов радаров обоих самолетов начальник смены военного сектора Главной единой системы организации воздушного движения РФ телеграфировал в центр управления полетами «Сибири»: «24.08.04 в московском ЗЦ и ростовском ЗЦ одновременно пропали отметки от Ту-154 и Ту-134. На одном сработала сигнализация о захвате. Прошу усилить бдительность в аэропортах во время досмотра пассажиров и посадки их в самолет».

Следственные органы не исключают возможности теракта. По словам руководителя ЦОС ФСБ РФ Сергея Игнатченко, такая версия рассматривается «среди прочих». «На месте падения самолетов работают специалисты всех профильных спецслужб, в том числе две бригады специалистов-взрывотехников ФСБ, – заявил Игнатченко. – Совместно с экспертами МВД они намерены определить, был ли в обоих случаях на борту самолетов взрыв. Версия теракта тщательно проверяется».

Следователи также работают в аэропорту «Домодедово». Как передал вчера Интерфакс со ссылкой на неназванный источник в российских авиаструктурах, они изучают списки пассажиров вылетевших в Волгоград и Сочи самолетов, а также опрашивают персонал аэропорта. Главное, что интересует сотрудников правоохранительных органов, – были ли перед вылетом обоих рейсов нештатные ситуации. Единственное, что смог припомнить персонал, – снятие с сочинского рейса шестерых пьяных молодых людей. Что касается досмотра пассажиров и багажа, все происходило в обычном порядке. Есть и еще одна малообъяснимая деталь: в разгар курортного сезона оба самолета оказались заполненными лишь на треть. Пресс-секретарь аэропорта «Домодедово» Игорь Тихомиров объясняет это тем, что середина недели – «не самые пассажироемкие дни. В выходные, в пятницу народу всегда бывает больше». Иначе как счастливой случайностью не называет малую заполненность сочинского лайнера (салон Ту-154 рассчитан на 148 пассажиров) пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь» Евгений Филянин. «Сейчас все самолеты на юг уходят заполненными», – заявил он «НГ».

Евгений Филянин рассказал о мерах безопасности на рейсах авиакомпании: «В гражданской авиации России не практикуется выдача оружия членам экипажа, а также сопровождение рейсов сотрудниками правоохранительных органов. Согласно инструкции, во время полета бронированная дверь в кабину должна быть закрыта. Это правило строго выполняется всеми экипажами. Иначе последуют серьезные санкции».

Могло ли на борту погибших лайнеров оказаться взрывное устройство? Теоретически – да, утверждают источники «НГ». Если так и было, то либо оно попало туда в багаже, либо террорист-смертник пронес его через контрольные рубежи по частям, а собрал непосредственно на борту. (На днях такой эксперимент с муляжом бомбы в аэропорту Бирмингема провел английский журналист, серьезно озадачив службы безопасности и правоохранительные органы.) «Большая масса взрывчатого вещества здесь не нужна, главное – разгерметизировать самолет. Сложность лишь в том, чтобы пронести детонатор. Но мы не раз встречали подобные «игрушки», закамуфлированные, к примеру, под шариковую ручку», – сообщил источник.

О невозможности пронести на борт самолета запрещенные предметы представители московских аэропортов, и «Домодедово» в том числе, говорили не раз. На официальном сайте аэропорта в феврале 2004 года была размещена информация о совершенствовании и техническом переоснащении служб авиационной безопасности». В частности, приобретено «новейшее оборудование по обеспечению авиационной безопасности. Например, суперсовременные интроскопы (прибор для определения по цветовой гамме содержания багажа и классификации предметов по составу). Кроме того, установлены новейшие металлодетекторы Metor-200. А весной этого года в пассажирском терминале аэропорта началось круглосуточное патрулирование специально выведенной породой собак, способной обнаруживать взрывчатые вещества. Все эти меры позволили замминистра МВД России Александру Чекалину назвать «Домодедово» «образцом безопасности». «Можно на сто процентов сказать, что пассажиры «Домодедово» защищены от терактов», – приводит слова замминистра официальный сайт международного аэропорта.

Ростов-на-Дону, Волгоград

Екатерина Блинова, Мария Бондаренко, Андрей Серенко

Хроника падения

Рейс Москва–Волгоград, самолет Ту-134, бортовой номер РА-65086, авиакомпания «Волга-Авиаэкспресс». 34 пассажира, 8 членов экипажа

22.32. Самолет вылетел из аэропорта «Домодедово».

22.59. С самолетом пропадает связь. В это время лайнер находился над Тульской областью. В указанный район выезжают сотрудники МЧС и Федеральной службы поиска и спасения, всего около 200 человек.

Примерно в 1.30 в Кимовском районе области в 2 км от населенного пункта Бучалки спасатели находят хвостовую часть лайнера, а в 700 метрах от нее – основную часть корпуса. По словам очевидцев, катастрофе предшествовал взрыв на борту.

Около 5 часов утра на место трагедии вылетает руководитель Ространснадзора Александр Нерадько. Становится известно, что за штурвалом самолета находился гендиректор компании «Волга-Авиаэкспресс» профессиональный пилот Юрий Баичкин.

7.49. Со ссылкой на МЧС России поступает сообщение о том, что экипаж и пассажиры погибли.

Около 8 часов утра обнаружен один из «черных ящиков».

В 9.00 из подмосковного Ногинска к месту падения самолета направляется автоколонна 179-го спасательного центра в составе 150 человек.

Рейс № 1047 Москва–Сочи, самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь». 43 пассажира, 8 членов экипажа

21.35. Самолет вылетел из аэропорта «Домодедово».

22.59. С самолетом пропадает связь. Незадолго до этого на борту срабатывает система оповещения о захвате судна. В это время лайнер находился над Ростовской областью, в 138 км от Ростова-на-Дону. В предположительный район падения направляются поисково-спасательные службы МЧС России и других ведомств.

Около 3.30 поступает сообщение о том, что в Тарасовском районе области вблизи хутора Зеленовка обнаружен очаг пожара. Туда отправляется оперативная группа областного управления по делам ГО и ЧС.

Приблизительно в 8 утра в Каминск-Шахтинском районе в 9 км от поселка Глубокий обнаружены обломки самолета, «черный ящик» и тела нескольких людей, находившихся на борту.

Независимая Газета

*