Менеджеры РАО делят ЕЭС. Аветисян и Абызов — яркие менеджеры и явно соперничают друг с другом ("Ведомости")
Члены правления решают, кто чем будет управлять
Новая структура управления РАО “ЕЭС России”, утвержденная в марте, породила конкуренцию между двумя подразделениями энергохолдинга и их руководителями — Михаилом Абызовым и Владимиром Аветисяном. Из-за этого некоторым региональным энергосистемам даже придется переизбрать советы директоров. Первой из них станет “Красноярскэнерго”.
Новую корпоративную структуру РАО ЕЭС совет директоров энергохолдинга утвердил в марте. В соответствии с ней все региональные энергосистемы были отнесены к одной из двух бизнес-единиц. Одну возглавил давний член команды Анатолия Чубайса и член правления РАО с 1998 г. Михаил Абызов, а вторую — недавно переехавший в Москву из Самары член правления энергохолдинга Владимир Аветисян. Он до этого несколько лет возглавлял Средневолжскую межрегиональную управляющую энергетическую компанию, которая управляет четырьмя АО-энерго, в том числе “Самараэнерго”.
По словам представителя РАО ЕЭС, на ближайшем заседании совету директоров энергохолдинга предлагается проголосовать за проведение внеочередного собрания акционеров “Красноярскэнерго”. Единственный пункт повестки дня — переизбрание совета директоров. По словам топ-менеджера энергохолдинга, РАО хочет привести состав совета “Красноярскэнерго” в соответствие со своей новой организационной структурой. По его словам, красноярская энергосистема относится к бизнес-единице Владимира Аветисяна, но в ее совете директоров нет людей из его команды. И даже возглавляет совет Абызов. Собеседник “Ведомостей” поясняет, что новая структура управления РАО привела к внутренней конкуренции. “Она была и раньше — менеджеры конкурировали за деньги, которые выделяются на те или иные проекты. А сейчас идет конкуренция за результат деятельности вверенных тебе подразделений. От этого зависит отношение руководства и сумма вознаграждения всей команды”, — говорит топ-менеджер энергохолдинга. В этой ситуации, рассуждает он, “Красноярскэнерго” под руководством “конкурента” может сработать хуже, чем под началом непосредственного руководителя. Поэтому он одобряет сам факт переизбрания совета директоров компании. Другой сотрудник РАО добавляет, что Аветисян и Абызов — яркие менеджеры и явно соперничают друг с другом. “Хотя на людях они не конфликтовали”, — добавляет он. Связаться с самими Абызовым и Аветисяном “Ведомостям” не удалось.
Официальный представитель РАО утверждает, что массовой смены советов директоров для “раздела” АО-энерго между Аветисяном и Абызовым не потребуется и “Красноярскэнерго” “едва ли не единичный случай”. По его словам, основная причина смены совета директоров “Красноярскэнерго” — желание РАО увеличить число своих представителей в совете. Поскольку по итогам 2002 г. “Красноярскэнерго” не выплачивало дивидендов и на годовом собрании акционеров в этом году голосовали владельцы привилегированных акций (более 22% уставного капитала), сейчас из девяти мест в совете менеджеры РАО занимают пять. А уже за 2003 г. акционеры дивиденды получили, поэтому на внеочередном собрании у РАО есть шанс увеличить свое представительство в совете до 6-7 человек.
Тем не менее “единичный случай” вызвал возмущение акционеров “ЕЭС России” и экспертов. “Сейчас все РАО только тем и занимается, что делит полномочия”, — в сердцах заявил “Ведомостям” представитель одного из акционеров РАО. Аналитик Brunswick UBS Федор Трегубенко соглашается, что руководить теми или иными компаниями должны ответственные менеджеры, но сомневается, что для этого нужно было устраивать внеочередное собрание. “Наверное, можно было подождать годового”, — полагает он. “Неслаженность действий менеджмента РАО вызывает сожаление. Все равно представители РАО голосуют в советах директоров «дочек» по директивам, выданным материнской компанией”, — говорит чиновник Минэкономразвития. Он указывает на то, что созыв собрания потребует значительных средств.
Управляющий директор Нalcyon Advisors Дэвид Херн тоже сожалеет, что “сотрудники одной компании не могут договориться друг с другом”. Он добавляет, что сейчас “Красноярскэнерго” — ключевой объект для РАО, потому что эта компания владеет блокпакетом акций Красноярской ГЭС и эта доля может быть размыта в результате допэмиссии акций, инициированной “Базовым элементом”. “К компании нужно пристальное внимание. И инвесторы ожидают, что менеджеры РАО объединят усилия, чтобы отстоять станцию. Ведь главный враг здесь внешний”, — полагает Херн.
Получить комментарий “Норникеля”, который владеет блокпакетом акций “Красноярскэнерго”, вчера не удалось.
РАО ЕЭС принадлежит 51,8% уставного капитала “Красноярскэнерго”, в номинальном держании ДКК находится 37,1% (блокпакетом владеет “Норильский никель”). По итогам 2003 г. выручка компании составила $473,639 млн, чистая прибыль – $28,979 млн.
Татьяна Егорова Екатерина Дербилова
Ведомости
25.08.2004, №152 (1192)
*