Россия терпит в Афинах поражения на всех фронтах, но в первую очередь в закулисной борьбе. Олимпийские игры проигрывают не столько наши спортсмены, сколько спортивные чиновники, не оказывающие сборной абсолютно никакой поддержки. Вчера руководство российской делегации все же решило стукнуть кулаком и подать апелляцию на скандальное судейство выступления Алексея Немова. Но сделало это только после того, как возмущенные болельщики устроили беспрецедентную 15-минутную обструкцию «судилам» от гимнастики.

Более горьких эмоций, нежели в Афинах, выступления гимнастов, наверное, не вызывали никогда. И дело не только в том, что впервые наши мужчины остались вообще без каких-либо медалей, а женщины показали худший за всю историю (начиная с 1952 года) результат. И даже не в том, что Светлана Хоркина и Алексей Немов не смогли закончить карьеру так, как хотели и как заслуживали. Дело в том, что стало совершенно очевидно: в одном из самых красивых и захватывающих олимпийских видов спорта принцип честной борьбы не работает, новых чемпионов зачастую банально натаскивают на результат. Говорить об этом вслух, в открытую заставил не кто иной, как четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов.

Того, что произошло после его последнего выступления на нынешних Играх – упражнения на перекладине, еще не было в истории Олимпиад. Увидев оценку Немова, зрители встали и по меньшей мере четверть часа выражали свое возмущение. Негодовали все: россияне, греки, бразильцы, итальянцы… Такой международной поддержки в Афинах не получали даже олимпийские чемпионы. За это грекам захотелось простить все. И как бы случайное накидывание по сантиметру-другому в соревнованиях по метанию диска гречанке Келесиду (она шла второй вслед за Садовой). И явное завышение оценки в упражнении на кольцах кумиру местных болельщиков Тампакасу (после чего был подан протест болгарской гимнастической командой). И даже подсуживание в ходьбе на 20 км в пользу Атанасии Цумелеки, которая в итоге лишила нашу Олимпиаду Иванову заслуженной золотой медали… Потому что в отношении нашего Леши Немова публика сделала то, что пока еще не удалось сделать никому.

Протест болгар удовлетворен, судя по всему, не будет. Протест корейской делегации, поданный сразу же после случившегося с Немовым (непонятно, почему раньше не осмелились?!) и требующий пересмотра результатов в мужском многоборье, где «победил» американец Пол Хэмм, скорее всего, тоже. Вспомните, чем закончилась попытка арбитров, обслуживавших соревнования по плаванию, указать на нарушения американца Арона Пирсола во время заплыва на дистанции 200 м на спине. Дисквалификацией самих же судей. Американцам хватило 15 минут для того, чтобы отобранная (о чем было объявлено до официальной церемонии награждения) золотая медаль все-таки оказалась на шее их соотечественника. Так вот Немову удалось невероятное. Под напором зрителей его оценки были пересмотрены. И хотя на общий результат это никак не повлияло, разве сам факт нельзя назвать его моральной победой? «Я еле сдерживал слезы, – признался потом четырехкратный олимпийский чемпион. – Судьи судьями, но зрителя ведь не обманешь. Чувства, которые я пережил сегодня, в тысячу раз сильнее, чем те, которые были, когда я получал золотую медаль».

Немов, похоже, разбудил и руководителей нашей олимпийской сборной, до того взиравших на происходящее в Афинах со стороны. Руководитель штаба «Афины-2004» Анатолий Колесов заявил о том, что мы намерены подать апелляцию в адрес Международного олимпийского комитета (МОК) по поводу судейства финальных соревнований на перекладине и женского многоборья. «Мы понимаем, что на результате это вряд ли отразится, но тем самым хотим показать, что не согласны с тем, куда нас загоняют», – сказал Колесов. И добавил: «Необходимо срочно укреплять наше судейское представительство в международных федерациях. Без этого мы будем ходить битыми». Так и хочется добавить: уже ходим. И не случись инцидента в последний день гимнастической программы, никакой апелляции бы не было.

Четырехкратный олимпийский чемпион своим авторитетом заставил наших чиновников сделать то, что нужно было сделать раньше. Почему никто не забеспокоился, когда в командном турнире в угоду американкам «прижимали» наших девушек? Почему прощались все судейские каверзы в игровых видах спорта? Почему никто не попытался добиться справедливости в спортивной ходьбе у женщин на 20 км (то, что гречанка откровенно бежала, видели все)? Пока смелости хватило лишь у Александра Гусятникова – руководителя Федерации российского велосипедного спорта, сумевшего постоять за нашего спринтера Тамилу Абасову. Во второй гонке россиянки с литовкой Крупецкайте, закончившейся вничью, судьи почему-то хотели присудить победу ее сопернице. А так опять сплошные почему, почему, почему…

«Солт-Лейк-Сити не повторится», – уверяли нас руководители. Но это повторилось. И продолжает повторяться. Где комментарии всего происходящего, а главное – реальные действия президента ОКР Леонида Тягачева, начальника юридической службы ОКР Александры Бриллиантовой, президентов легкоатлетической и гимнастической федераций Валентина Балахничева и Леонида Аркаева? Почему даже журналисты, находящиеся в Афинах, не могут получить от них четких и ясных ответов? Многие могут возразить: мол, бесполезно все это. Ведь если даже сама Международная федерация гимнастики признала, что золотая медаль в мужском многоборье была присуждена Хэмму несправедливо, но констатировала при этом, что она у него все равно останется. Таковы, дескать, правила. Действительно, о чем тут можно говорить? Но, думается, бороться в любом случае надо. Спортсмены-то сражаются – и с соперниками, и с судьями, и с прочими обстоятельствами. А потом в Солт-Лейк-Сити никто не пересматривал оценки. Просто канадцы пошли и выбили для своей пары вторую золотую медаль. И именно после этого случая в фигурном катании, очень близком по критериям судейства к гимнастике, в системе выставления оценок произошли большие изменения. Почему канадцы умеют добиваться своего, а мы нет? Боимся, что ли? Или шкурные интересы мешают?

И в заключение еще раз о нашей гимнастике. Точнее – о ее героях. Что бы ни говорили о выступлении команды в целом, говорить о Хоркиной и Немове как о неудачниках абсолютно не хочется. Для обоих афинская Олимпиада была последней. И простились они с ней по-разному. Но не будем забывать: четыре года назад, будучи уже неоднократными олимпийскими чемпионами, они не ушли из спорта, потому что знали – они нужны России и сборной. И все эти четыре года продолжали завоевывать медали не за счет ошибок других, а за счет собственной силы, прекрасно понимая, что каждая последняя награда дается труднее, чем все предыдущие вместе взятые. В Афинах до последней победы им не хватило совсем чуть-чуть. Совсем немного не собственной мощи, силы и мастерства, а элементарной удачи. И еще – мощи и силы России.

О том, что руководители отечественного спорта уже не верят в реальность выполнения обещанного ими плана по золотым медалям, говорит изменение системы подсчета наград в неофициальном командном зачете. Если в первую неделю Игр места определялись по «золоту», то теперь – по общему количеству медалей. Не броситься в глаза этот факт не может. Такое впечатление, что те, кто обещал сначала 30, а затем больше 36 золотых наград и первое командное место, нынешнего скудного результата просто боятся. А если сложить «серебро» и «бронзу», совсем неплохо получается. Третье место, а не одиннадцатое (как на начало вчерашнего дня). По большому счету это, конечно, мелочи. Но, может, нужно набраться смелости и испить горькую чашу поражения до дна. Никогда еще наша команда так плохо на Олимпиадах не выступала, но истинные болельщики спорта по этому поводу не злорадствуют. Для них, как и для тех, кто выходит на старт в Афинах сегодня независимо от цвета металла дорога каждая медаль. И они примут любой результат, лишь бы он был настоящий – 11-й, 15-й, 20-й… Примут без всякой ретуши.

ОКСАНА ТОНКАЧЕЕВА

«Новые Известия»

25.08.04

среда

«Новые Известия»

*