Отважный французский летчик Жозеф Риссо отметил день освобождения Парижа по русской традиции — водкой и тостами
О том, что 25 августа 1944 года гитлеровские оккупанты были изгнаны из Парижа, Жозеф Риссо узнал, находясь далеко на востоке, за тысячи километров от французской столицы. Впрочем, от этого его вклад в освобождение Парижа и всей Франции, в разгром германского фашизма не делается меньше, ведь Риссо — один из летчиков легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман», вписавшей не одну славную страницу в историю Второй мировой войны.
«Об освобождении Парижа мы узнали на следующий день, 26 августа. А перед этим как раз был праздник военно-воздушных сил СССР. Так что мы вместе с нашими советскими товарищами отметили оба события сразу, как положено — с водкой и тостами», — рассказал в интервью РИА «Новости» 84-летний Риссо, проживающий в настоящее время на юге Франции.
Шесть с лишним десятилетий назад, в октябре 1942 года, молодой французский пилот прибыл в Иваново в составе группы добровольцев, которой суждено было стать костяком эскадрильи, а впоследствии — истребительного полка «Нормандия». Почти год спустя, 14 сентября 1943-го, Риссо одержал свою первую победу в воздушном бою, сбив немецкий истребитель «Фоккевульф-190».
Путь к этой победе был непростым. Оккупация Франции нацистами застала молодого военного летчика в Алжире, который в ту пору был французской колонией. Не желая мириться с унизительными условиями перемирия, которое подписал вишистский режим, Риссо вместе с другом в июне 1940 года угнал небольшой почтовый самолет в надежде добраться на нем до Великобритании.
Из-за нехватки горючего беглецам пришлось совершить вынужденную посадку в Испании, где их арестовали. Но Риссо вновь удалось ускользнуть, и в сентябре 1940-го он таки добрался до берегов Туманного Альбиона, где вступил в ряды «Сражающейся Франции». После переподготовки ему доверили ночной истребитель «Харрикейн». А вскоре он решил отправиться в Россию.
«Вышло так, что в Англии у нас практически не было боевого будущего. А я хотел сражаться против нацистов. Именно поэтому я последовал призыву генерала де Голля и в составе первой группы добровольцев поехал в Советский Союз», — рассказывает Риссо.
Привыкание к новым условиям, к новым самолетам проходило непросто. Помогали сложившиеся буквально с первых дней самые добрые отношения с советскими пилотами и техниками, о которых Риссо и по сей день вспоминает с огромной теплотой: «Отправляясь в Россию, мы ничего не знали о наших родных, о семьях, оставшихся во Франции. И там, в России, обрели новую семью. Это была не просто дружба, это было братство, настоящая боевая семья».
В этой семье Риссо отличался горячим, веселым и бесстрашным, а порой и безрассудным нравом, за что заслужил у товарищей прозвище «воздушного мушкетера». Именно он на пари, идя на бреющем полете, винтом самолета «выкосил» дорожку в высокой траве у края аэродрома. А осенью 1944-го, когда противник, хорошо узнавший к тому времени боевую мощь «Нормандии», стал избегать встреч в воздухе с французскими пилотами, Риссо повесил на доске приказов объявление: «Ввиду отсутствия работы меняю совершенно новый «Як-3″ на пишущую машинку, можно — бывшую в употреблении».
Как заметил тогда командир эскадрильи Пуйяд, «Риссо устраивает в воздухе цирк, от которого врагу ожидать доброго не приходится».
Врагу и впрямь не приходилось ожидать доброго от отважного француза, на счету которого — 205 боевых вылетов и 11 сбитых самолетов противника. За свои боевые заслуги он удостоен орденов Красного Знамени, Александра Невского и Отечественной войны. Это не считая французских наград, в числе которых — одна из самых почетных: Большой крест ордена Почетного легиона.
В конце 1944 года Риссо, как раз получивший очередную награду — Крест Освобождения, вместе с другими летчиками отправился в отпуск на освобожденную родину и там получил новое назначение в сводную авиадивизию «Франция», в которой закончил войну в звании капитана. После войны он продолжил службу в ВВС и вышел в отставку в 1971 году в звании бригадного генерала.
Боевой путь «Нормандии-Неман» отмечен не только победами, но и утратами, гибелью друзей. «Из тех 14-ти пилотов, с которыми я начинал службу в России, уцелеть в войне посчастливилось лишь троим. Марсель Альбер живет сейчас в США, с Роланом де ла Пуапом мы иногда встречаемся, перезваниваемся. Встречаемся и с другими пилотами, техниками, вместе с которыми создали Ассоциацию ветеранов «Нормандии-Неман». Вот только устраивать встречи становится все труднее, да и приходит на них все меньше друзей. Время беспощадно», — вздыхает Риссо.
Отставной генерал поддерживает связи и с российскими ветеранами, неоднократно бывал в России. «Увы, русских боевых друзей тоже становится все меньше. Что поделать — возраст, болезни. Но я знаю, что в России, как и во Франции, память о «Нормандии-Неман» по-прежнему жива. И это согревает душу», — говорит Риссо.
Андрей Низамутдинов
ПАРИЖ, 24 авг — РИА «Новости»
*