Вот так Россия стала структурно таким же государством, каких много в Латинской Америке, и аналогия [между Путиным и] Карлосом Менемом (Carlos Menem) из Аргентины и Альберто Фухимори (Alberto Fujimori) из Перу прослеживается совершенно прямая. Оба эти лидера провели первый срок на президентском посту настолько же великолепно, насколько провалили второй, и в отношении Владимира Путина нельзя полагаться на то, что его политика во втором сроке останется такой же, как в первом.

В России происходят потрясающие вещи. «ЮКОС», самая крупная нефтяная компания в стране, готова к банкротству — и это в самый разгар нефтяного бума, и это одна из самых эффективных и прозрачных российских компаний с международным менеджментом, одна добывающая два процента мирового предложения нефти, как весь Кувейт или вся Ливия! Не будем забывать, что дело «ЮКОСа» — также один из факторов такого мощного скачка цен на нефть. Как же это получается?

Причины кризиса видимы невооруженным глазом и от этого еще более неприглядны: это бесконечное стремление президента Путина к политической власти, а его приближенных — к деньгам. Налоговое дело против «ЮКОСа» не выдерживает никакой критики — компания проскальзывала сквозь те же дыры в законодательстве, что и другие. Государство отклонило одиннадцать предложений «ЮКОСа» о выплате долга. Таким образом, власть показала, что деньги как таковые ее не интересуют. Ее интересуют активы «ЮКОСа».

Дело «ЮКОСа» раскрашивает второй срок президента Путина в совершенно иные цвета, нежели первый. Немногие президенты могут похвастать таким же успешным первым сроком, как господин Путин. В течение первого срока он не только сосредоточил в своих руках огромное политическое влияние, но и обеспечил как высокие цифры роста экономики, так и усиление международного положения России.

В марте его переизбрали на второй срок большинством в 71 процент голосов. Хотя эти выборы не были свободными и не были справедливыми, его реальная популярность очевидна. С учетом того, что в декабре его партия «Единая Россия» в результате парламентских выборов получила две трети мест в Государственной Думе, сейчас в его руках сосредоточена вся полнота власти. Возможно, для него самого это и хорошо. Но не так уж это хорошо для России.

В течение первого срока Путину приходилось балансировать между интересами влиятельных бизнесменов и своих бывших коллег по КГБ, в результате чего победу одерживала небольшая, но удачно позиционировавшая себя группа либеральных политиков. Благодаря этому были проведены серьезные рыночные реформы, поднявшие темп роста экономики. Однако, видимо, предпочтения самого господина Путина состоят в консолидации политической власти, силе государства, и только потом экономическом росте. В такой треугольник не вписываются ни либеральные, ни демократические ценности.

С начала второго срока Путина за этот дефицит демократии страна уже заплатила высокую цену. Он сокрушил всех своих соперников: независимую прессу, олигархов, губернаторов, коммунистов, либералов, парламент как таковой и даже чиновничий аппарат. Власть, некогда принадлежавшая им, все больше переходит в руки друзей Путина по КГБ и десятку крупнейших игроков в сфере вооружений, добычи и транспорта энергоносителей, железнодорожных перевозок, связи и банковской деятельности. К тому же различия между двумя этими силами постепенно стираются: «люди в серых костюмах» постепенно перемещаются на высшие посты в отечественной экономике.

То, что в России государство снова начинает управлять экономикой — реальная угроза самой этой экономике, потому что за последние годы впечатляющего успеха добивались в основном частные предприятия, в то время как государственные проваливались с треском. Общество надеялось, что господин Путин станет использовать ту поддержку, которую оказывает ему народ, именно для реформирования государства — повышения эффективности государственного управления, либерализации и приватизации государственных монополий и улучшения системы социальной защиты.

Однако, если вы хотите реформировать огромный государственный сектор в России, вам нужны сильные единомышленники, а к тому времени, как приниматься за реформы, оказалось, что Путин уже раздавил все силы, которые могли бы помочь ему дисциплинировать государство — средства массовой информации и крупный бизнес. Он не стал реформировать свои спецслужбы и государственные монополии, а, наоборот, сделала их основой своего режима.

Приватизация практически остановлена. Вместо этого государство добивается усиления своего влияния в энергетике и других секторах экономики. Уже сейчас оно контролирует четыре пятых всей банковской деятельности в стране и постепенно все увеличивает свою долю, вытесняя с рынка частные банки. Огромные государственные предприятия «Роснефть» и «Транснефть» говорят о том, что их прибыли падают — это на пике нефтяных цен! Короче говоря, Россия больше не собирается следовать англо-американской модели экономики, основанной на конкурентной борьбе частных предприятий, которая и обеспечила ее экономические успехи. Вместо этого в России зарождается явно неудачная модель государственно-монополистических предприятий, используемая во многих странах-членах Организации стран-экспортеров нефти. А это означает, что рано или поздно — и скорее рано, чем поздно — высокие издержки, а они неизбежно будут всоки, приведут к замедлению экономического роста.

Таким образом, нереформированным остается только один сектор. Недавно российское Федеральное Собрание приняло решение упразднить многие социальные льготы, которые никогда раньше не выдавались как положено, и заменить натуральные льготы денежным выплатами. В то же время господин Путин впятеро увеличил собственную зарплату, как и зарплаты высших чиновников, которые к тому же сохранили все положенные им государственные льготы. Неудивительно, что после этого его рейтинг сильно упал.

Консолидация власти в руках лидера действительно часто приводит к политическим успехам. Пока этого не произошло, лидер обязан учитывать мнение широкого круга людей и проводить популярную политику. После успешной консолидации власти он может уже никого не спрашивать. Господин Путин уже прошел этот рубеж, но он опирается главным образом на офицеров спецслужб и управленцев государственных предприятий, которые в равной степени известны своей страстью к секретам и склонностью к коррупции, нежели желанием проводить прозрачную политику и увидеть воплощение рыночных реформ.

Вот так Россия стала структурно таким же государством, каких много в Латинской Америке, и аналогия [между Путиным и] Карлосом Менемом (Carlos Menem) из Аргентины и Альберто Фухимори (Alberto Fujimori) из Перу прослеживается совершенно прямая. Оба эти лидера провели первый срок на президентском посту настолько же великолепно, насколько провалили второй, и в отношении Владимира Путина нельзя полагаться на то, что его политика во втором сроке останется такой же, как в первом. Решающим моментом окажется как раз развязка дела «ЮКОСа».

Андерс Аслунд (Anders Aslund)

The Financial Times 24 августа 2004

ИноСМИ.Ru

24 августа 2004, 10:48

ИноСМИ.Ru

*