Вчера стало известно, что в воскресенье Владимир Путин подписал поправки к закону «О рекламе», значительно ограничивающие рекламу пива. В среду они будут опубликованы в «Российской газете» и вступят в силу 5 сентября. До этого времени телеканалам предстоит решить, что делать с трансляциями спортивных соревнований, спонсорами многих из которых являются пивоваренные компании.

Согласно тексту подписанного президентом законопроекта, поправки к закону «О рекламе» вступают в силу через десять дней с момента опубликования. Исключение составляет только параграф, касающийся использования «образов людей и животных». Их пивовары должны исключить из своей рекламы только 1 января 2005 года.

Среди прочих с 5 сентября вступает в силу и поправка, запрещающая показ пивной рекламы на телевидении с 7 до 22 часов. С технической точки убрать ролики из эфира довольно просто. «За десять дней, которые пройдут до вступления закона в силу, уложиться точно можно, тем более будет сентябрь, когда структура рекламных блоков и так будет меняться»,– говорит глава «НТВ-Медиа» Сергей Пискарев. Другой вопрос, что делать со спортивными трансляциями, спонсируемыми пивоварами. Например, Лигой чемпионов, основные матчи которой пройдут осенью, или чемпионатом России по футболу.

С финансовой стороной вопроса все более или менее ясно. «Снятие спонсорской рекламы из эфира спортивных трансляций – классический форсмажор. Поэтому никаких компенсаций не будет,– говорит гендиректор группы компаний «Видео Интернешнл» (продает рекламу на основных российских каналах.–Ъ) Сергей Васильев.– Если кто-то уже внес предоплату, мы либо вернем деньги, либо учтем оплаченное в рамках новых контрактов». С самими трансляциями дело обстоит несколько сложнее, хотя пока на телеканалах говорят, что особых проблем не будет. К примеру, большинство матчей Лиги чемпионов по футболу транслируются после 22.00. В тех же случаях, когда будет необходима прямая трансляция домашних матчей российских команд (они начинаются до десяти вечера), каналы рассчитывают договориться с правообладателями. «Мы предвидели такую ситуацию и обратились с просьбой к UEFA (владеет правами на трансляцию Лиги чемпионов.–Ъ). Вероятно, в UEFA пойдут нам навстречу и заменят рекламу пивного спонсора (Amstel.–Ъ) на рекламу одного из трех оставшихся партнеров лиги»,– заявил Ъ источник в НТВ.

В компании Heineken, владеющей торговой маркой Amstel, Ъ заявили, что, несмотря на запрет, скорее всего, не будут препятствовать трансляциям на Россию: «Изменение условий может быть вызвано только повсеместным запретом рекламы, а не в одной стране».

Оптимистично настроены на телеканалах и в отношении трансляций российского футбола. «Пока у нас конкретных решений нет, с этими вопросами будут разбираться наши юристы,– говорит гендиректор канала «Спорт» Василий Кикнадзе.– Но мне кажется, что эта проблема нас коснется в меньшей степени. Решать ее в первую очередь придется правообладателям, например, Российской футбольной премьер-лиге, партнером которой является «Балтика». В компании «Балтика» вчера отказались от комментариев. А президент РПФЛ Евгений Гинер неожиданно заявил, что у «Российской премьер-лиги нет спонсорского договора с «Балтикой».

Стоит также отметить, что в спортивных организациях пока не собираются отказываться от партнерства с пивоваренными компаниями. Так, гендиректор Российского футбольного союза (РФС) Александр Тукманов заявил корреспонденту Ъ, что спонсорский контракт с компанией Efes остается в силе. Более того, в ближайшее время РФС планирует провести фотосессию для Efes с запрещенными теперь образами футболистов–участников сборной России.

Впрочем, возможно, что телевизионщикам и не придется ломать голову над тем, что делать со спортивными трансляциями. Единогласно проголосовав за «пивные» поправки месяц назад, депутаты Госдумы тут же стали говорить о необходимости их корректировки. Говорили они об этом и вчера. «Закон путаный и явно политизированный»,– заявил депутат Госдумы Виктор Семенов. А зампред комитета по экономполитике Госдумы Владимир Мединский сообщил Ъ, что он будет вносить поправки о снятии запретов на показ рекламы во время телетрансляций, а также использование образов животных и людей.

Как нельзя рекламировать пиво

Из поправок в закон «О рекламе»

«Распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:

– содержать информацию, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психологического состояния;

– содержать информацию, что их употребление является одним из способов утоления жажды;

– содержать информацию о безвредности или положительных терапевтических свойствах;

– использовать образы людей и животных;

– распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

– распространяться на первой и последней полосах газет и журналов;

– распространяться в детских, образовательных, медицинских и спортивных учреждениях, а также ближе 100 м от них;

– распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;

– оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов.

Во всех случаях распространение рекламы… должно сопровождаться однозначно понимаемым предупреждением о возможном вреде их (напитков.–Ъ) употребления, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее 10% эфирного времени трансляции каждой такой рекламы, при распространении другими способами – не менее 10% рекламной площади…»

Роман ОВЧИННИКОВ, Константин ВОРОНЦОВ, Тимур БОРДЮГ

Коммерсантъ

24.08.2004

ГИПП

*