Мы помним ту войну. ТАСС передавал из Куйбышева
Осенью 1941 года, когда фашисты подступали к Москве, сводки Совинформбюро о положении на фронтах и важные правительственные сообщения направлялись газетам страны через телеграфное агентство ТАСС из Куйбышева. Часть его аппарата работала в Москве, где находился Государственный комитет обороны во главе со Сталиным. Но значительные силы агентства были эвакуированы в Куйбышев. Вот как об этом вспоминают сами тассовцы.
«Из Москвы нас отправляли в конце августа ночью, на пароходе. Во время посадки была объявлена военная тревога. Немецкие бомбардировщики совершали очередной налет на столицу, но, к счастью, прошли мимо речного вокзала. В Куйбышев мы приплыли на третьи сутки. Нас разместили в здании военно-медицинской академии, по несколько семей в каждой комнате. Кроме стола и нескольких стульев там не было ничего. Спали прямо на полу, лишь позже появились железные кровати. Во дворе была организована продажа черного хлеба, причем в отличие от Москвы, его до ноября давали без карточек.
Через несколько дней в наспех оборудованной аппаратной застучали телетайпы. Началась передача тассовской информации областным газетам. Материалы приходили сначала из центральной аппаратной в Москве. Нередко эти сообщения прерывались приписками телеграфистов: «Подождите немного, нас бомбят». Потом в Куйбышев приехала еще одна большая группа работников ТАСС и основная работа агентства из Москвы переместилась сюда.
Известно, что еще в августе 1941 года у населения Куйбышевской области были изъяты радиоприемники. Но тассовцам приемники были необходимы для работы. Послушать передачи в редакцию радиопрослушивания приходили руководители крупных учреждений, а также московские писатели, артисты, ученые. Особенно много народа собрала трансляция из Москвы 6 ноября 1941 года торжественного заседания, посвященного годовщине Октябрьской революции.
В середине ноября в Куйбышеве был налажен выпуск «Окон ТАСС». Трафареты плакатов обычно готовили художники Куприянов, Крылов, Соколов, больше известные как Кукрыниксы. В Куйбышеве с помощью этих трафаретов плакаты размножались и рассылались во все города страны. Их можно было увидеть в витринах магазинов, в клубах и домах культуры. «Окна ТАСС» поднимали боевой дух Красной Армии и тружеников тыла, высмеивали фашистское командование. Например, «Окно № 432» изображало матроса, заряжающего пушку. Снаряды ему подает женщина в красной косынке – символ надежного тыла. На плакате № 366 Гитлер и его сподвижники показаны в виде ворон с павлиньими перьями, которыми прикрывают свое разбойничье нутро.
Жили тассовцы, как все, впроголодь. Питались в основном картошкой и астраханской селедкой. Делились друг с другом мылом, одеялами, содержимым редких посылок от родственников. Вместе с куйбышевцами выезжали на уборку урожая в местные колхозы. Почти полтора года работали москвичи-телеграфисты в городе на Волге. Домой они вернулись в начале января 1942 года. Но до сих пор ветераны агентства с теплотой вспоминают о днях своей жизни в Куйбышеве.
*