Изменение по форме. В Казани водителей трамваев обязали носить мундиры ("РК")
Очередное нововведение в столице Татарии: с этой недели вагоновожатые обязаны выходить на работу в специальной форме со знаками отличия. О почине уже объявлено как о сенсации: по заявлению муниципальных властей, из всех российских городов лишь в Казани пока додумались возродить старую традицию ношения мундиров.
«Дефиле на рабочем месте», «Следуя по маршрутам моды», «С кокардой на фуражке и звездами на груди» — подобными восторженными заголовками отреагировала казанская пресса на широко разрекламированную акцию «Казгорэлектротранса». Как пишут местные газеты, идея замены гражданской одежды на униформу возникла у молодого директора предприятия Асфана Галявова еще год назад, когда началась подготовка к юбилею казанского трамвая. Похоже, сейчас в Казани наступило время сплошных юбилеев: через год – 1000-летие города, в ноябре – 200-летие Казанского университета, и как недавно выяснилось, одновременно еще должно исполнится 105 лет городскому трамваю…
Впрочем, «105 лет» — дата для юбилея достаточно сомнительная. Например, то же 100-летие казанского трамвая в 1999 году отпраздновали весьма скромно. Возможно, любовь к праздникам имеет другое объяснение: сейчас у отцов города каждый юбилей на счету – средства, поступающие из федерального и республиканского бюджетов, нуждаются в освоении и статьях расхода. Поэтому идея с переодеванием вагоновожатых, когда большая часть подвижного состава изношена, а трамвайные пути находятся в катастрофическом состоянии, вызывает у большинства казанцев, мягко говоря, недоумение.
Зарплата казанского вагоновожатого сегодня – это максимум 6 тысяч рублей. Но, как рассказывают сами водители, обычно планка колеблется где-то на уровне 3-4 тысяч. И если учесть постоянный стресс, который преследует на смертельно опасных казанских дорогах, а также хамство и агрессивность пассажиров, норовящих чаще всего проехать зайцами, то сумма может показаться издевательством… «Ну, — скажет снисходительный читатель, — пусть хоть форму подарят. С паршивой овцы — шерсти клок… Все людям радость». Как бы не так! О подарках речь не идет: половину стоимости мундира водители должны оплатить из собственного кармана, а потом поддерживать казенную вещь за свой счет – стирать, гладить, штопать. Бюджет «Казгорэлектротранспорта» крайне скудный…
«Сейчас в такой форме жарко, а вот зимой, наверное, холодно будет», — делятся опасениями казанские трамвайщики. Некоторые из них еще помнят мундиры 25-летней давности. Тогда на пуговицах тоже были железнодорожные молоточки, но рубашки были свои фирменные, не милицейские, да и фуражки тоже не с такой высокой тульей. «Конечно, вагоновожатый в форме и при галстуке, — это солидно, — признают и водители, и пассажиры. – Однако, прежде чем раздавать звездочки и лычки, следовало бы спросить самих транспортников: вам это нужно?» Озадачивать себя подобными мелочами руководство «Казгорэлектротранспорта» не стало. Наверху инициатива получила горячее одобрение – значит, вперед! И никаких «постой, паровоз». А колеса пусть себе стучат – авось, до юбилея не отвалятся.
Алексей ДЕМИН
«Русский курьер»
№ 355 2004-08-23
*