Усыновителей-иностранцев уже больше, чем россиян ("Немецкая волна")
Девочка Виктория, удочеренная четой Шредеров, была воспитанницей детского дома в Петербурге. Таких детей-сирот сейчас в России 870 тысяч — вдвое больше, чем десять лет назад.
Не у всех есть родные…
Жизнь в российских детских домах суровая, и среди их воспитанников вряд ли найдется ребенок, не страдающий от психических или физических травм, рассказывает руководитель российской общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.
«Социальные сироты»
Падение уровня жизни значительного числа российских граждан резко ухудшило положение детей. По последним данным, в стране насчитывается 870 тысяч сирот, в 2003-м году их стало вдвое больше, чем было в 1994-м. «Это больше, чем после Второй мировой войны», — замечает Альтшулер. Впрочем, лишь немногие из сирот действительно не имеют родителей. По словам директора одного из московских детских домов, в России идет активный рост числа «социальных сирот» — детей, чьи родители не выполняют свои обязанности.
Нередко дети просто убегают из дому — от бедности, грубости, насилия. Многих родителей приходится лишать родительских прав, и тогда большинство «социальных сирот» находит приют у родственников. Но не у всех есть родные. Около 200 тысяч детей попадают в заведения типа интернатов, приютов, домов для инвалидов.
Диагноз или приговор?
Отношение к сиротам в таких учреждениях зачастую пренебрежительное, питание скверное, контакты с обществом – минимальные. Как следствие замедляется не только физическое развитие, но и умственное.
По словам российского врача Всеволода Рыбчонка, процитированным международной правозащитной организацией Human Rights Watch, практически каждый случай отставания в развитии детдомовцев врачи классифицируют как инвалидность: «Они смотрят на ребенка, задают пару глупых вопросов и ставят диагноз, а ребенок просто окаменел от ужаса перед незнакомыми людьми».
Многим российским интернатам и детским домам не хватает дотаций, а значительная часть их имущества зачастую расхищается. Детдомовцам хронически недостает одежды, учебных принадлежностей, игрушек. «Если руководителей одних детдомов можно возвести чуть ли не в ранг святых — так много делают они для своих воспитанников, то другие — полная им противоположность», — сообщают представители американской благотворительной организации ROOF после посещения ряда российских детдомов и интернатов.
Усыновить российского ребенка нелегко
По словам Бориса Альтшулера, воспитанникам российских детдомов очень трудно интегрироваться в обществе. Став взрослыми и покинув стены интерната, многие из них идут просить милостыню или пополняют ряды уголовников. Нередки случаи самоубийства.
Лучше всех дальнейшая жизнь складывается у тех, кого усыновляют. Но усыновление ребенка в России — чрезвычайно сложный и долгий процесс, связанный с преодолением многочисленных бюрократических барьеров. Значительно проще усыновить российского ребенка иностранцам. В последнее время для них создано немало специальных посреднических агентств. Их услуги обходятся недешево — до 15 тысяч евро. Зато все формальности в процессе усыновления посредники берут на себя. Число приемных родителей из-за рубежа достигло в 2003 году 7850 человек. Приемных родителей-россиян — 7330 человек.
Детская бедность в Германии
По оценкам Немецкого союза защиты детей, со вступлением в силу четвертого пакета «законов Харца», намеченного на 2005-й год, число детей, получающих социальную помощь от государства, возрастет в Германии до полутора миллионов человек — это на 500 тысяч больше, чем в настоящее время. В крупных немецких городах за чертой бедности, которая, впрочем, в Германии все-таки означает наличие жилья, питания и других вещей первой необходимости, окажется 30 процентов маленьких жителей.
Наталия Королева
22.08.2004
*