Мечтать в молодости — полезно ("Немецкая волна")
Молодежь лучше, чем о ней думают. Ценности у молодых — классические, они стремятся к благородству и социальной ответственности. И это не комплимент к Международному дню молодежи, а выводы ученых.
Потенциальные бунтари
Проблем у молодежи — пруд пруди: переизбыток гормонов, хроническая нехватка денег на карманные расходы, неуверенность по поводу того, хорошо ли ты выглядишь, «правильно» ли одет, ту ли музыку предпочитаешь, так ли свое мнение выражаешь. Не говоря уже о таких неудобствах, как обилие прыщей на лице, частые стычки с родителями и бешеные счета за телефонные разговоры.
Между «Я должен» и «Я могу»
Ученые говорят, что в переходном возрасте в человеческом мозге идет процесс перестройки. Проявляется это и в повышенной готовности к риску, и в изменениях ритма речи, и в логике мышления. А отсутствие жизненного опыта побуждает подростков к совершению поступков, на которые разумный взрослый человек никогда бы не решился.
Таким бы особенностям — да в нужное русло. Но над тем, как эффективнее их использовать, задумываются немногие. За молодежь борьбы сегодня нет. Бороться предпочитают с молодежью — точнее, с ее «никчемными» иллюзиями. Взрослые, позабывшие о том, что когда-то тоже им предавались, пытаются эти «пустые грезы» приземлить.
Сегодня целое поколение подростков оказалось в пропасти между понятиями «я должен» и «я могу». Какая из этих двух сторон перетянет? Школьные туристические поездки, спорт, вечеринки, интернет, — все это оборачивается для девочек и мальчиков тяжелой нагрузкой. Всюду успевать, во всем принимать участие, быть впереди — именно с такой установкой приходится жить сегодняшним 15-20-летним. Повседневный стресс выдерживают далеко не все. А с новыми социальными реформами таковых станет еще больше. Это — из прогнозов Немецкого союза защиты молодежи.
В обстановке всеобщей пассивности
Еще недавно «найти себя» потенциальные неудачники могли на предприятиях — знаменитая немецкая дуальная система производственного обучения завоевала признание во всем мире. Политика нынешнего федерального правительства обернулась тем, что без места ученика на предприятии в Германии в нынешнем году остались 162 тысячи девушек и юношей — значительно больше, чем в прошлом.
Нынешнее поколение германской молодежи выросло в обстановке всеобщей пассивности: старшее поколение на востоке Германии упало духом, а на западе — бездействует и брюзжит.
Все познается в сравнении
Разумеется, по-настоящему пострадавшими от глобализации молодых немцев не назовешь. Положение детей, живущих в африканских регионах на юге Сахары, значительно хуже. Там самостоятельно зарабатывает на жизнь каждый третий ребенок. В Азии — каждый пятый. 300 тысяч детей в разных уголках планеты участвуют в боевых действиях. И на Конвенцию ООН о правах детей им особо рассчитывать не приходится — так же, как 20 миллионам детей-беженцев.
Потенциальные бунтари
В начале прошлого века польский писатель Адольф Новацинский сказал примерно следующее: не тот беден, кто не осуществил мечты молодости, а тот, кто в молодости не мечтал.
Вот вывод ученых мангеймского университета, проводивших исследование на тему «Молодежь. Ее ценности. Ее будущее»: молодежь лучше, чем о ней думают. Ценности у молодых — классические, они стремятся к благородству и социальной ответственности. Они строят планы на будущее. Они вовсе не жестоки и не эгоистичны. И все, что в них хорошего, — отнюдь не от взрослых, а от их же сверстников. А что касается их бунтарства… Пока оно тихое. Но они еще могут себя показать.
Маргрет Штеффен
Перевод с немецкого (Наталия Королева)
*