Пять дней наш корреспондент питалась «зеленым горошком» НТВ, желая узнать из информационных программ четвертого канала, что происходит в пределах родины и за ее границами. Зарубежье победило за явным преимуществом: в Штатах — ураган, у британцев — наводнение, у греков — Олимпиада… У нас — мертвый сезон. Точнее — диетический, как зеленый горошек. Там кипят страсти, а здесь лето качается в телевизионной сетке, словно дачники в гамаке.

      

Пять дней в телебарокамере загорала у экрана и держала «гороховую» диету Виктория ЧУТКОВА. Ей этого хватило, чтобы сразу по окончании эксперимента уйти в незапланированный отпуск.

Не смотрите новости. В смысле — помногу. А то будет, как у меня после пяти дней с НТВ: вам померещится, что на планете всего несколько крупных стран — Ирак, США, Грузия, Греция, Россия. Ну и так, по мелочи — Литва, Китай, Израиль, Турция, Венесуэла, Туркменистан… Остальные государства — пунктир на карте, не более, до тех пор, пока там что-нибудь не рванет. Впрочем, если без жертв и серьезных разрушений — не факт, что страна удостоится сюжета в новостях. И еще: если долго пялиться на экран, вам будет казаться, что в этом мире беспрестанно что-то взрывается, горит, тонет, уносится ветром и пропадает без вести. И лишь иногда — строится, лепится и возвращается. На свете жить трудно и опасно. Но!

       Что радует. Спорт затмил политику. Олимпийские сюжеты опережают все прочие новости. Особенно если наши добывают «золото». Очки и секунды сейчас важнее цен на нефть (хотя о ней никто не забывает). Спортивные амбиции серьезнее политических. Как сообщил канал НТВ, в Грецию приплыл «Корабль мира» с миролюбивыми японцами на борту. Может, это самое имел в виду Пьер де Кубертен, произнеся «О спорт, ты — мир!».

       Что удивляет. Новости ориентированы вовне, будто происходящее в России не слишком интересует журналистов. Мы видим много Америки.

       С пятницы до понедельника не было, кажется, ни одного выпуска, где не сказали бы про грядущий-идущий-прошедший ураган «Чарли», что наломал дров и картонных домов во Флориде. А в Калифорнии тем временем аннулированы гомосексуальные браки. Губернатор штата Нью-Джерси объявляет, что он гей, что просит прощения у жены и уходит из политики. Праздник урожая: американские ноги на скорость давят виноград. (А что же наши труженики полей и бахчи? Почему не рапортуют об успехах?).

       В Непале — суд над французским серийным убийцей, в Китае — тайфун, в Ливане — самый большой сэндвич в мире, во Франции — юбилей десанта в Сен-Тропезе и свастика на соборе Парижской Богоматери, в Великобритании — шоу воздушных шаров и опять же наводнение. В Брюсселе выложили ковер из бегоний. Даже в «Стране и мире», кажется, больше мира, чем страны.

       Чего много. Повторюсь — урагана. Банкротства банка «Павелецкий» и отзыва лицензий у страховых компаний. Ирака. Авиашоу в Жуковском и Монино. А еще — отношений Грузии и Южной Осетии. В каждом, даже беглом утреннем выпуске было сообщение: согласительная комиссия работает. Пытаются договориться. Россия участвует. Едут на позиции. Выставляют посты. Шаткое (мнимое?) перемирие нарушено ночными перестрелками. Маленькая война.

       На НТВ — прямые включения и сообщения по телефону из Тбилиси и Цхинвали. Фактура и комментарии есть. На мой взгляд, не хватает аналитики.

       Что настораживает. Интересно, появилось бы сообщение о референдуме в Венесуэле, не будь она страной с мощной нефтедобычей? Комментаторы непременно отмечают, какова на данный час цена барреля на Нью-Йоркской бирже. Референдум в южноамериканской стране, дело «ЮКОСа» (кстати, затертое ныне другими новостями), война в Ираке — все это лишь повод, напоминание: нефть правит миром. Она — как индикатор мировой значимости. Нефть — это и политика, и экономика. И все остальное.

       Что само собой разумеется. У НТВ — много корпунктов по России, потому новости из регионов идут довольно часто. Нижегородские министры и замы мобилизовались и влезли в камуфляж. Полежали в укрытиях, постреляли, за 30 минут уничтожили воображаемого противника. Кто-то из правительства области сказал: «Важно, чтобы чиновники почувствовали силу оружия»… Зачем это?

       В Приморье артель моет золото. Мужики не пьют, вкалывают, ходят в баню и отбиваются от хищников. Во Владивостоке — слет, то есть съезд байкеров. В Краснодаре умелец сварганил душ для собак. Когда-то в войну его спас санитарный пес. В Татарстане — автоавария. В Екатеринбурге священники учат язык жестов, чтобы проводить службы. В городе около 2000 глухонемых, в семинариях даже планируют ввести спецкурс. Приморье опять без воды. Омские трактора покупают корейцы. Страна живет. Только кажется: лучше, чем на самом деле.

       Что не напрягает. Лето, всеобщие каникулы, потому — отсутствие политических физиономий. Спасибо каналу НТВ за это. Должен же зритель отдыхать от думских пиджаков, заседаний, драк, законотворчества и словоблудия. Лишь однажды мелькнули Жириновский в плавках, отдыхающий в Абхазии, да группа депутатов-туристов, идущих с рюкзаками по Краснодарскому краю совсем не по долгу службы и уж точно не в рамках предвыборной кампании. План похода они назвали регламентом…

       Спасибо, что было мало Путина. У меня как-то на душе спокойнее, если я не вижу президента. Значит, делом занят, а не съемками в теленовостях. Был он в новой резиденции патриарха, делал лицо и качал правым сиятельным носком ботинка. Потом уехал в Сочи, подняв там цены на отдых. Сфотографироваться с восковым Путиным — 10 рэ. Это по-честному: фигура не имеет совершенного сходства.

       Чего мало. Чечни. Еще немного, и мы забудем, что есть такой субъект РФ. Словно там ничего не происходит, кроме празднования победы грозненского «Терека». У Чечни — новый флаг и герб и все мальчики, рожденные 23 августа и названные Ахматами в память о Кадырове, получат по 10 тысяч рэ. И все. Войны нет. Ее не видно с зеленого воздушного шара НТВ.

       Впрочем, как и многого другого. Всего по телеку не увидать. Новости — это так, отпечатки пальцев или слепок зубов. Характерно, но не всеобъемлюще. Жизнь не может быть включена и заключена на одной кнопке ящика. Даже если кнопка — четвертая, а ящик — с диагональю сорок дюймов.

      

       Виктория ЧУТКОВА

№ 60

19 августа 2004 г.

"Новая газета"

*