ЧК’АТИЛО. Офицер ФСБ помог бандитам выкрасть 12-летнюю дочь бизнесмена ("Новая газета")
В Саратове возобновлено уголовное дело о похищении дочери местного предпринимателя, совершенном в 1999 году. 12-летнюю Аллу Гейфман увезли в Чечню, искалечили и требовали выкуп в 5 миллионов долларов. Освободить девочку удалось через 7 месяцев. Сейчас, как сообщают в областной прокуратуре, «установлены новые подозреваемые».
По мнению следователей, Алла стала жертвой банды Абдулбека Ахматханова, специализировавшейся на похищении детей из обеспеченных семей Поволжья. 20 мая 1999 года шестиклассницу возле ее собственного дома схватил человек в милицейской форме и усадил в белые «Жигули» со спецномерами МВД.
Девочку вывезли за город, передали чеченцам, спрятали в кузове «КамАЗа» и отправили в Шалинский район. Через три дня похитители связались с отцом ребенка Григорием Гейфманом (он был одним из владельцев крупнейшей в Саратове сети магазинов бытовой техники, членом правления банка «Экспресс-Волга», возглавлял областной совет по предпринимательству). Позвонил некий Зайнды Ахматханов, рассказавший, что забрал девочку у ваххабитов и согласен вернуть ее семье за 5 млн долларов. Через неделю в переговоры вступили члены банды Ахмед Хизриев, Ильяс Абуев и Саид Бисултанов. Они снизили сумму до 2 млн долларов, но ужесточили сроки, грозили изнасилованием и убийством пленницы, приглашали к телефону саму Аллу, пугая ее выстрелами из автоматов.
Уголовное дело вели городская и областная прокуратуры, ФСБ, Приволжский и Центральный РУБОПы. Губернатор Аяцков специально встречался с Сергеем Степашиным и тогдашним шефом ФСБ Путиным. Однако Григорий Гейфман был вынужден найти посредника для передачи выкупа. И в конце июня 1999-го в село Мескер-Юрт отвезли 200 тыс. долларов — больше собрать не удалось.
Бандитов такая сумма не устроила. Аллу переводили из дома в дом. Относились к девочке по-разному: в одних семьях обучали чеченскому языку и даже давали книги, в других били. В июле 99-го Алла оказалась в доме Ахмада Дакаева. Здесь ей по приказу Абдулбека Ахматханова ампутировали палец. Операцию под местным наркозом провел заместитель главврача районной больницы Ризван Талухаджиев.
Страшную посылку передали отцу. В августе ребенка сняли на видео и отрезали еще один палец. Сверток подбросили к зданию Саратовского УФСБ.
Освободить заложницу удалось лишь в декабре 1999-го. Подробности до сих пор не разглашаются. Известно только, что один из чеченских авторитетов забрал девочку у Ахматханова и, предположительно, обменял на пленного боевика.
Всего же, по сведениям оперативников, банда Ахматханова похитила 13 человек (более половины из них — дети). В начале 2000 года все преступники легально поступили на службу в охрану главы администрации Шалинского района. Позже Ильяс Абуев стал лейтенантом Российской армии, командовал ротой военной комендатуры и был представлен к правительственной награде. Врач Талухаджиев исчез. Глава банды Ахматханов и его родственник-подручный Бисултанов погибли в бандитской разборке.
Остальные в течение двух лет орудовали по всей территории России. Джаватханова и Хизриева осудили за разбой в Москве. Дакаева — по той же статье в Тольятти. Зайнды Ахматханова — за незаконное изготовление оружия и участие в бандформированиях. Уже находясь в заключении, они сдали друг друга. Осенью 2002 года Волжский суд Саратова приговорил похитителей к различным срокам лишения свободы — от 7 до 16 лет.
Неустановленными оставались личности милиционеров, непосредственно исполнявших похищение, и наводчиков. Теперь областная прокуратура задержала двух подозреваемых — бывшего сотрудника УВД из Тольятти и небезызвестного в криминальных кругах Саратова коммерсанта К. Как рассказал на допросе К., банда Ахматханова в 1997 году была вытеснена с «АвтоВАЗа» и перебралась в Саратов. Здесь преступники торговали лесом, а также оружием и фальшивой валютой.
К., знакомый с Абдулбеком, «осознавая общественную опасность группировки», якобы сообщил о ней З., подполковнику областного УФСБ. Однако З. интереса не проявил. В начале 1999-го Ахматханов пригласил саратовского знакомца на ужин и рассказал о намерении похитить местного зернового и водочного магната (большого друга губернатора). К., по его словам, оповестил об этом чекиста. В ответ подполковник, по утверждению нынешнего подозреваемого, передал ксерокопию журнала, в котором Григория Гейфмана называли самым богатым человеком области.
Якобы З. просил осведомителя переориентировать бандитов именно на Гейфмана, а через несколько дней предоставил подробную информацию о маленькой Алле.
Как признался коммерсант, выследили и увезли Аллу директор местной охранной фирмы и два милиционера из Тольятти. Впоследствии именно К. бандиты передали из Чечни видеокассету и отрезанный палец. Подполковник З., по утверждению К., обо всем знал, уволился из органов через год после похищения и перешел на работу в частную компанию. Как заявил допрошенный, он действительно пребывал в полной уверенности, что участвует в спецоперации ФСБ.
На сегодня областная прокуратура предъявила К. обвинение, по выражению следователей, «в тяжком преступлении». Отставной чекист пока процессуального статуса не имеет, но допрошен на очной ставке.
Надежда АНДРЕЕВА, наш соб. корр., Саратов
19.08.2004
*