Великий комбинатор — Олег Меньшиков. Популярный актер утвержден сразу на две главные роли — в телесериалах "Золотой теленок" и "Доктор Живаго" ("РГ")
Очень хотелось бы поместить рядом с портретами «Остапов Бендеров» из давних экранизаций романов Ильфа и Петрова еще один — тот, который создаст в новом телесериале по «Золотому теленку» Олег Меньшиков. На днях актер подписал контракт, подтверждающий его согласие на эту роль. Но, увы, пока не существует даже кинопроб, в которых Меньшиков перевоплощается в «идейного борца за дензнаки».
Таких замечательных мастеров приглашают без предварительных просмотров. Вначале компания «Централ Партнершип» собиралась снимать в роли Бендера Сергея Безрукова или Константина Хабенского, но один не смог совместить эту работу с другой — сериалом о Сергее Есенине, а второй после раздумий отказался. Олег Меньшиков уже встречался с режиссером сериала — Ульяной Шилкиной, для которой этот фильм будет дебютом в «большом» кино.
— Ульяна, не боитесь снимать такого мэтра, как Меньшиков? Говорят, он человек очень сложный и требовательный в работе.
— Пока не заметила. Мне кажется, ему интересно то, о чем мы договорились.
— Можете открыть секрет, как вы ему изложили свой замысел?
— Пока пусть это останется между нами. Все надо еще снять и если основные вещи, о которых мы друг другу рассказали, увидят зрители, тогда все нормально.
— Но вы нашли общий язык с Олегом Евгеньевичем?
-Это скоро выяснится. Мы начинаем снимать девятого сентября, а закончим в июле 2005 года.
— Сценарий Ильи Авраменко («Нина», «Француз») точно следует роману «Золотой теленок»?
— Да, мы максимально попытались сохранить все, что нам в романе дорого. Я «Золотого теленка» читала несколько раз и знаю его почти наизусть. Мы все его часто цитируем. Это ведь такая книга, в которой много шуток, афоризмов. Сейчас люди их используют, даже не подозревая, откуда они взялись.
— И все-таки, чем новый сериал будет отличаться от знаменитой экранизации Михаила Швейцера, снятой в 1968 году с Юрским в главной роли?
— Мне интересны все фильмы по романам Ильфа и Петрова. Из Остапов я больше люблю Миронова. А мы собираемся снимать своеобразный «фильм-дорогу» («роад-муви») в стиле 30-х годов. Это будет кино ироничное — безусловно, веселое — безусловно, авантюрное — на сто процентов. Хотим сами получать от него удовольствие и другим это ощущение передать. Но не забывайте, что любой шут в глубине души своей чрезвычайно грустная фигура. Роману уже 73 года. Я думаю, социальная картина общества, изображенная в нем, ничего общего с нашим временем не имеет, слишком большая дистанция. Просто сейчас есть возможность поднять темы, которые в советское время не могли быть реализованы. Например, сильно изменилось отношение к деньгам, о которых в романе идет речь. Швейцер за это даже не брался и не задумывался об этом. У них были свои болевые точки. У нас — свои. Потому «Золотой теленок» и великий роман, что в каждую эпоху люди видят в нем своих героев и свои проблемы.
— Кого из актеров, уже утвержденных на роли, вы можете назвать?
— Пока точно — Виктор Бычков сыграет Козлевича, Агриппина Стеклова — «самку» Варвару. Что касается Паниковского, Балаганова, Лоханкина, то мы еще продолжаем пробы. На роли второго плана у нас есть договоренности с некоторыми актерами Театра Фоменко, Центра драматургии и режиссуры Казанцева — Рощина. Будем снимать несколько питерских замечательных театральных актеров. Но боюсь их называть, а то руководители театров могут не отпустить на съемки. Сейчас согласовываем наши графики.
— А где снимать будете?
— Начнем в Узбекистане — в Бухаре и около Бухары. Потом вернемся в Москву, где пройдут павильонные съемки. После перерыва у нас еще экспедиции — Одесса, Ярославль, города центральной России. По местам знаменитого автопробега «по бездорожью и разгильдяйству». Такой натуры и сейчас хватает.
— Автомобиль Козлевича уже приглядели?
— Как раз обсуждаем, как он будет ездить, прыгать, взрываться.
— Используете компьютерные эффекты?
— Нет, все по старинке, взаправду. Мы сами конструируем и строим машину, ведь Козлевич ее тоже сам собрал и повесил эмблему «Лорен-Дитрих». У нас уже есть такая же эмблема. Я буду работать с командой друзей, с которыми мы вместе учились во ВГИКе, делали несколько работ. Это оператор Сергей Агин, художник Георгий Пестов. Нам радостно быть снова вместе.
Прямая речь
Олег Меньшиков:
— Остап Бендер — один из самых ярких и неоднозначных типажей в отечественной литературе XX века. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько разные артисты воплощали его образ на экране. Роль Остапа Бендера — это не просто возможность воскресить в памяти зрителя текст романа Ильфа и Петрова, который, я уверен, так же остроумен и актуален сегодня, как и полвека назад, но и профессиональный вызов. Очевидно, что нынешний Бендер не может быть точно таким же, как и первый Остап российского кино, блистательно сыгранный Сергеем Юрским. Существует мнение, что телевизионный формат не достаточно хорош для серьезного актера театра и кино, но я так не думаю. Ведь все зависит от материала. Тем более, что и в случае «Золотого теленка» и «Доктора Живаго» речь идет о романах, которым более всего подходит экранизация в форме многосерийного художественного фильма. Я давно не снимался для телевидения, поэтому мне будет интересно. В этом смысле Остап Бендер близок мне как минимум одним качеством — авантюризмом.
Елизавета Тренева
20 августа 2004 г.
«Российская газета»
*