Установить аварийную подушку безопасности и систему антиблокировки тормозов на старую проржавевшую «Ладу» настолько сложно, что любой, кто с этим справится, вполне сможет попасть на первую страницу журнала «Сделай сам» для автолюбителей.

«Лады» просто не приспособлены для такого рода технических новинок: при всем желании в крайне тесном салоне для них очень сложно найти место. Да и руль больше похож на тракторы 1960-х, чем на современные автомобили…

Однако не исключено, что вскоре всем россиянам так или иначе придется модернизировать свои автомобили. Ространснадзор намерена ввести новые правила, согласно которым автомобили, не оборудованные воздушными подушками и системами блокировки тормозов, больше не смогут ездить по российским дорогам.

Глава Ространснадзора Александр Нерадько предлагает с 2007 года в обязательном порядке оборудовать все новые автомобили подобными системами безопасности.

Не исключено, что если этот план будет утвержден российскими депутатами, владельцы старых машин должны будут за свой счет обновить свою «лошадку», или рисковать провалом техосмотра.

Дороги…

По мнению Нерадько, такие меры помогут спасти от гибели на дорогах примерно семь тысяч человек в год, и при этом цена новых российских машин увеличится только на 3%.

Если российское правительство только решает, как отнестись к этим смелым новациям, то местные автолюбители уже утвердились в их неодобрении.

«Это приведет к тому, что цены на автомобили подскочат как минимум на 100%, — сказал Би-би-си Максим Ракитин из популярного автомобильного журнала «Автопанорама». — Я думаю, производители не упустят шанс нагреть на этом руки. Они же увеличивали цену автомобиля на 50 долларов только за установку дополнительного стоп-сигнала! И если учесть, что новая классическая «Лада» стоит 5 тыс. долларов, то это уже рост цены на 1%».

Впрочем, Ракитин признает, что российские дороги — в числе самых опасных в мире. Только в 2003 году в результате дорожных инцидентов погибли 35 тыс. человек, и эти цифры постоянно увеличиваются.

Такая статистика не является чем-то удивительным: у многих автолюбителей нет денег на новые машины, и они ездят либо на поношенных иномарках середины 1980-х, либо на классических «Ладах», которые по мнению автомобильного журнала «Паркерс» «не имеют современных систем безопасности». «Постарайтесь не попадать на них в аварию», — советует журнал своим читателям.

Но, по мнению Максима Рикитина, установка подушек безопасности и систем антиблокировки тормозов — это не то, о чем следует думать российским властям.

…и беспечные автолюбители

«Лучше бы в Ространснадзоре подумали, почему никто не хочет пользоваться ремнями безопасности. Это элементарная вещь, которая может спасти примерно 20% людей, сейчас погибающих в автомобильных авариях», — считает эксперт.

Если вы попробуете надеть ремень безопасности в московском такси, водитель будет с удивлением наблюдать, как вы ищете защелку или даже сам ремень. Ремни считают ненужными и даже опасными, и водители подчас просто вырывают их с мясом, когда покупают автомобиль.

«Из-за них я не могу нормально повернуться, чтобы посмотреть назад», — говорит Владимир — владелец «Ниссана» 1984 года, который он использует для частного извоза.

Владимир не может как следует пользоваться зеркалами заднего обзора: их регулировочный механизм был сломан еще когда машина покупалась, а починить их за разумную цену невозможно. Покупку новых зеркал он попросту не может себе позволить, поэтому и вертится в водительском сидении, как мотоциклист.

В Ространснадзоре от таких как Владимир намерены требовать установки современных средств безопасности, но, как считает Максим Ракитин, это будет стоить едва ли не дороже, чем сама машина.

«Выход»

«Для этого нужно менять всю электрику и тормозную систему. Это само по себе не дешево, и я уверен, что дилеры постараются компенсировать стоимость сертификации добавочных приспособлений за счет клиентов. В итоге цена увеличится еще больше», — считает Ракитин.

Впрочем, правительство настроено более чем серьезно. Александр Нерадько, который пришел в Ространснадзор из авиации, уверен, что водителей нужно готовить так же тщательно, как пилотов. «Мы попробуем принести на российские дороги высокие стандарты гражданской авиации», — пообещал он на пресс-конференции в Москве.

Пока неясно, к чему приведет подобный подход: к реальному увеличению безопасности на дорогах, или очередному росту количества взяток.

Но московские водители, похоже, уже нашли подходящий выход из ситуации.

«Я уверен, что можно будет не слишком дорого купить документы о том, что у тебя есть все эти новые устройства», — написал один из автолюбителей на форуме популярного российского автомобильного сайта auto.ru.

Артем Лисс

Би-би-си, Москва

19 августа 2004 г., 21:51 GMT 01:51 MCK

Би-би-си

*