УАЗ латает дилерскую сеть
По данным „Ъ“, Ульяновский автозавод начал реорганизацию своей торговой сети. УАЗ ужесточил требования к дилерам, обязав их продавать машины на крытых площадках и строить техцентры с шоу-румом, магазином запчастей и ремонтной базой. Дилеры готовы работать по новым стандартам, но предлагают УАЗу тоже выполнять свои обязательства перед ними.
Сейчас у УАЗа около 60 дистрибуторов в России и СНГ и более 100 договоров на обслуживание автомобилей с различными компаниями. Многие из них одновременно являются субдилерами прямых партнеров УАЗа. Как сообщил „Ъ“ директор по маркетингу и продажам ОАО «УАЗ» Андрей Дорофеев, завод откажется от сотрудничества с дистрибуторами, которые не смогут выполнить корпоративные стандарты. Сейчас часть дистрибуторов (в основном, в Ульяновске) не располагает своими техцентрами, а только перепродает машины субдилерам в другие регионы. Из общей наценки торговой сети (8-12% стоимости машины) на долю перепродавцов сейчас приходится 3%, остальную часть маржи получает розничный продавец. «Мы хотим сократить число посредников, чтобы дилеры могли больше зарабатывать и вкладывать в развитие сети»,- пояснили на УАЗе. По прогнозу господина Дорофеева, к 2007 году количество дистрибуторов УАЗа сократится примерно наполовину.
И к дистрибуторам, и к их субдилерам завод теперь предъявляет одинаковые требования. В их числе наличие автотехцентра с шоу-румом, сервисной станцией, магазином и складом запчастей. «Хантеры» и «Симбиры» позволено продавать в одном помещении с другими марками, но площадка должна быть оформлена в фирменном стиле ульяновского завода. Кроме того, УАЗ первым из российских производителей привлек партнеров к финансированию рекламной кампании: в этом году на продвижение UAZ Hunter потратились 18 дистрибуторов.
Дилеры инициативу УАЗа восприняли неоднозначно. «Нам предлагают закупать больше машин, чем мы в состоянии продать, и строго определенного модельного ряда,- сообщили Ъ в ООО «Авто-Экс» (дистрибутор УАЗа в Черноземье, Москве, Челябинске и Санкт-Петербурге).- Наша рентабельность всего 1-1,5%, причем каждый год «УАЗы» дорожают на 30%. Мы ожидаем резкое снижение продаж». Как полагают в «Авто-Экс», половина дилеров УАЗа из-за низких доходов сама готова уйти с рынка.
По подсчетам Валерия Рузанова, замгендиректора ООО «Мега-Моторс» (дилер УАЗа в Ульяновске), создание полноценной торговой площадки потребует не менее 10 млн руб. «В регионах, где объем продаж большой, мы давно работаем по тем правилам, которые намерен установить УАЗ,- говорит Алексей Степанов, директор по продажам ЗАО «Взлет» (Ульяновск).- Но в регионах, где продается 10-15 машин в месяц, создавать такую базу экономически нецелесообразно».
В компании «Транссервис» (Москва) также готовы работать по новым стандартам, но считают, что УАЗ тоже должен выполнять свои обязательства. «Завод плохо обеспечивает дилеров гарантийными запчастями, машины месяцами стоят в ремонте, а мы получаем судебные иски от клиентов»,- заявили „Ъ“ в компании. Кроме того, сообщили в «Транссервисе», УАЗ до полугода задерживает оплату дилерам гарантийного ремонта. «Именно из-за этого часть дистрибуторов пока не подписала соглашения с УАЗом на 2004 год»,- уверены в «Транссервисе».
ЕКАТЕРИНА САФАРОВА;
НИКОЛАЙ КВАДРАТОВ,
ЕЛЕНА НАУМОВА, Самара
Газета «КоммерсантЪ» №10(2849)
«Коммерсантъ» в Самаре»
*