Колеса для "АвтоВАЗа". Собирается делать новый завод в Тольятти
Тольяттинский завод стальных колес в феврале собирается открыть производство штампованных автомобильных дисков с объемом выпуска около 1,5 млн шт. в год. Компания надеется заключить контракт на поставку с «АвтоВАЗом», а затем и с другими автозаводами. Год назад свой проект по выпуску дисков анонсировало руководство компании «ВАЗинтерСервис», но его реализация до сих пор не началась.
ОАО «Тольяттинский завод стальных колес» (ТЗСК) зарегистрировано в 2003 г. Производство размещено на площадях тольяттинского ОАО ПКФ «ПромИнвест» (до августа 2001 г. — ОАО «Опытно-механический завод») , выпускающего металлоконструкции для строительства, энергетики и связи.
В тольяттинскую группу компаний «ВИТ», одного из акционеров ТЗСК, входят строительная компания «Единение» (бывшая «ВИТ-Строй») и фирма «Премьера-ВИТ» (официальный дилер «АвтоВАЗа»).
ЗАО «ВАЗинтерСервис» выпускает мелкосерийные автомобили «ВИС» на базе вазовских моделей, а также комплектующие для «АвтоВАЗа». В 2003 г. «ВАЗинтерСервис» перешел под контроль самарской группы «СОК».
Производства колесных дисков есть у «АвтоВАЗа», ГАЗа, «ИжАвто».
Как рассказал гендиректор «ПромИнвеста» Михаил Герасимов, первая партия дисков может быть выпущена уже в феврале 2004 г. По его словам, в начале этого года опытные образцы продукции были направлены на «АвтоВАЗ» и уже прошли несколько этапов испытаний.
По словам Герасимова, объем производства в первый год составит примерно 1,5 млн шт. (около 500 млн руб. ) , а в перспективе достигнет 5 млн шт. в год. «В качестве потенциальных потребителей нашей продукции мы рассматриваем «АвтоВАЗ», «ИжАвто», ГАЗ, а также сборочные производства иностранных автопроизводителей, — говорит Герасимов, — но переговоры велись пока только с «АвтоВАЗом».
По словам главного инженера дирекции по техническому развитию «АвтоВАЗа» Сергея Юдина, потребность «АвтоВАЗа» в штампованных колесных дисках сейчас полностью удовлетворяется за счет собственного производства автозавода. Геннадий Пименов, начальник технологического управления комплектующих изделий «АвтоВАЗа», подтвердил информацию об испытаниях колес «ПромИнвеста» на заводе и рассказал, что в случае положительного результата «АвтоВАЗ» может заключить контракт с ТЗСК в ближайшие месяцы. Но, по его словам, вопрос о полном отказе «АвтоВАЗа» от собственного производства дисков сейчас не стоит. «Примерная потребность автозавода в колесах составляет около 2 млн шт. в год», — сообщил он.
Координатор по связям с общественностью завода Ford во Всеволожске Екатерина Кулиненко сообщила, что сейчас штампованные колесные диски для автомобилей Ford, собираемых в России, поставляются бельгийским заводом Ford. По ее словам, тольяттинский завод с предложениями о сотрудничестве не обращался, но руководство готово рассмотреть предложения российских поставщиков.
Инвесторов проекта Герасимов назвать отказался, но, по словам источника, близкого к руководству «ПромИнвеста», это тольяттинская группа «ВИТ» и ее руководитель Валерий Шиянов. Сам Шиянов своего участия в проекте не опроверг, но сказал, что окончательный состав учредителей еще не определен. «У ТЗСК несколько акционеров, которые инвестируют в этот проект и кредитуют его», — сообщил он.
В начале 2003 г. об аналогичном проекте заявлял бывший гендиректор «ВАЗинтерСервиса» Александр Клевлин. Предполагалось построить производство мощностью около 5 млн дисков в год с объемом инвестиций в $60 млн.
Технический директор «ВАЗинтерСервиса» Геннадий Софьин сообщил, что перспективы организации производства колес на «ВАЗинтерСервисе» зависят от плана развития предприятия, разрабатываемого сейчас новым собственником — группой «СОК». «Но работы по этому проекту так и не начались», — сказал он. Гендиректор «ВАЗинтерСервиса» Александр Шилов от комментариев отказался. В «СОК» программу развития «ВАЗинтерСервиса» также не комментируют.
На «ВАЗинтерСервисе» относятся к планам ТЗСК скептически. «Они хотят выпускать колеса на подержанном оборудовании, закупленном в странах Восточной Европы», — говорит Софьин. Михаил Герасимов признал, что большая часть оборудования, кроме линии окраски, была приобретена на вторичном рынке. «Это американское, немецкое и чешское оборудование, закупленное в России и за границей», — объяснил он. Общую стоимость оборудования Герасимов не назвал, но заметил, что неудача проекта «ВАЗинтерСервиса» связана как раз с его масштабностью. Запланировав организацию большого современного производства, руководство «ВАЗинтерСервиса» так и не смогло найти требуемых средств», — полагает Герасимов.
Один из менеджеров «ВАЗинтерСервиса» оценил объем инвестиций в проект ТЗСК в $10 — 15 млн.
По словам директора департамента запасных частей и технического сервиса ОАО «ГАЗ» Ильдара Хасаншина, основными поставщиками колесных дисков на вторичный рынок страны являются Кременчугский колесный завод на Украине проектной мощностью около 3,5 млн шт. в год и «Евразиа- ТАПО-Диск» в Узбекистане мощностью 2,5 млн шт. в год (торговая марка АSTERRO).
«ВАЗИНТЕРСЕРВИС» СОГРЕЕТ «КАЛИНУ»: «ВАЗинтерСервис» осваивает производство отопительной системы для автомобилей семейства Лада-118 ( «Калина»). В ноябре 2003 г. на «АвтоВАЗ» была направлена опытная партия отопителей, которые сегодня на Волжском заводе проходят испытания. Их серийное производство начнется в ноябре 2004 г. Предприятие планирует также поставлять на «АвтоВАЗ» 19 наименований узлов и агрегатов для «Калины». Суммарные инвестиции в проект по производству комплектующих для «Калины» составили 300 млн руб. Руководство предприятия рассматривает возможность выпуска комплектующих для Kia Spectra производства «ИжАвто», входящего в группу «СОК».
Глеб Столяров
Ведомости — Поволжье
22 января 2004
*