Крупнейший в мире производитель автомобильных сидений американская Lear Corporation построит второй завод в России. Он будет расположен в Тольятти. Новое предприятие будет поставлять кресла на «GM-АвтоВАЗ».

Американская Lear Corporation – крупнейший в мире производитель автомобильных сидений и один из ведущих мировых производителей других предметов автомобильного интерьера: дверных панелей, приборных щитков и пр. Выпускает также акустические системы и электронную начинку для автомобилей. Lear сотрудничает с Ford, General Motors, BMW, DaimlerChrysler, Fiat, Saab, Volkswagen. В частности, поставляет около 40% сидений и элементов интерьера для автомобилей General Motors. В 2003 г. выручка Lear составила $15,75 млрд, чистая прибыль – $380,5 млн. В России Lear принадлежит 100% долей нижегородского ООО “Лир”. Это предприятие сотрудничает с Горьковским автозаводом, полностью закрывая его потребность в сиденьях и обивке потолков для “Волг“ и обивке салонов для “Газелей”. В 2003 г. выручка предприятия составила 608 млн руб. По данным компании, в 2003 г. “GM-АвтоВАЗ” собрал 25 235 автомобилей. В июле 2004 г. начался выпуск Chevrolet Niva с двигателем Opel серии FAM-1 (так называемая “экспортная” версия). В 2004 г. планируется собрать 55 150 автомобилей.

О том, что Lear будет строить завод в Тольятти, “Ведомостям” рассказал сотрудник мэрии этого города. По его словам, компания договорилась с “GM-АвтоВАЗом” о поставке на конвейер автомобильных сидений для сборки моделей Chevrolet Niva и Chevrolet Viva. Собеседник утверждает, что сейчас Lear ищет площади для долгосрочной аренды под организацию производства. По его информации, компания начнет монтаж оборудования через 1-2 месяца.

До сих пор сиденья на “GM-АвтоВАЗ” поставлял тольяттинский “АвтоВАЗагрегат”. Чиновник напоминает, что это уже вторая потеря этой компании. Год назад “GM-АвтоВАЗ” стал покупать системы выхлопа у корпорации Tenneco Automotive, которая построила свое производство в Тольятти.

На “GM-АвтоВАЗе” и в американском офисе Lear не комментировали информацию о возможном сотрудничестве. Впрочем, один из топ-менеджеров нижегородского ООО “Лир” подтвердил “Ведомостям”, что принципиальное решение о выпуске сидений в Тольятти принято. По его словам, размещение производства в Тольятти позволит избежать транспортных расходов и “снизить цену для основного потребителя”. Он утверждает, что объем поставок для “GM-АвтоВАЗа” еще не определен. По его словам, контракт между двумя компаниями будет подписан в начале сентября.

Сотрудник “АвтоВАЗагрегата” рассказал “Ведомостям”, что сейчас его завод делит конвейер “GM-АвтоВАЗа” с тольяттинской компанией “Лада-Пласт”, которая выпускает сиденья для Chevrolet Niva в комплектации “люкс”. На эту модель приходится до 30% от общего объема производства “GM-АвтоВАЗа”. Сотрудник “Лада-Пласт”, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что Lear уже поставил прототипы сидений на “GM-АвтоВАЗ”.

Источник на одном из тольяттинских предприятий — поставщиков “GM-АвтоВАЗа” предполагает, что “GM-АвтоВАЗ” вышел на иностранцев для выпуска сидений на экспортную версию Chevrolet Niva и на перспективные модели. На “АвтоВАЗагрегате” выбором “GM-АвтоВАЗа” удивлены. “Качество нашей продукции не уступает мировому, — утверждает и. о. гендиректора «АвтоВАЗагрегата» Борис Селиванов. — А по цене мы явно выигрываем”. “Вполне вероятно, что “GM-АвтоВАЗ”, как и в случае с Tenneco Automotive Volga, полностью станет закупать сиденья у Lear, — говорит источник на “АвтоВАЗагрегате”. — Но перспектива потерять эти поставки нас не пугает — у нас остается заказ на “АвтоВАЗе”. Селиванов отмечает, что сейчас его завод является монопольным поставщиком сидений для “АвтоВАЗа”. Сотрудник дирекции по техническому развитию “АвтоВАЗа”, пожелавший остаться неназванным, говорит, что знает о решении компании Lear организовать производство в Тольятти. “Но к нам их предложения пока не поступали”, — говорит он.

«Ведомости» №149 (1189) от 20.08.2004

*