Пожалуй, ни одна Олимпиада не сопровождалась столь агрессивной рекламной кампанией наших замечательных спортсменов, которые непременно порвут всех соперников как фуфайку.

Соответственно, ни одну Олимпиаду наши замечательные спортсмены не профукивали столь же последовательно и неотвратимо, как нынешнюю. Вперед, Россия!

Надежда, конечно, остается. Но пока Олимпийские игры приносят сплошное разочарование. Почти все, кого государственное телевидение раскручивало и надувало с нездешней силой, оказались далеки от обещанных достижений. Пузыри лопнули, обрызгав мыльной пеной болельщиков.

Пловец Попов — мировой лидер, мы были уверены в нем на сто процентов, он самый знаменитый и обязательно победит всех и вся во всех заплывах и на всех дистанциях — не вышел даже в финал.

Плавание, эстафета четыре по сто вольным стилем — нам обещали, что наши пловцы будут бороться за золотые медали с сильнейшими командами США и Австралии, а они не вошли даже в тройку призеров.

Мужская сборная по спортивной гимнастике — наши герои, советская школа, которой нет равных в мире, — на шестом месте.

Гимнастки, в которых тоже, разумеется, никто не сомневался — одна великая Хоркина, растиражированная уличными транспарантами, стоит всех американок и румынок вместе взятых, — вышли всего лишь на третье место. Раньше мы бы сказали, это позор. Теперь радуемся — хорошо, хоть “бронза”.

У волейболистов и гандболистов, деликатно выражаясь, остаются шансы, хотя они уже проиграли тем, у кого в любом случае должны были выигрывать.

Фехтование — сабля и рапира — не попали в финал, а мы-то, наслушавшись телерекламы, поверили, что наши фехтовальщики — сильнейшие. Велогонщицы, которых реклама осыпала самыми лестными эпитетами, пришли к финишу во второй десятке. Прыгуны в воду, которые должны были в любом случае быть с медалями, заняли седьмое место. Толкатели ядра опять же не попали в финал, одна радость — толкательницы не подвели…

* * *

Конечно, ничего страшного здесь нет. Спорт есть спорт, особенно Олимпийские игры, где случаются и удивительные проколы, и совершенно неожиданные победы.

Дело не в том, что результаты пока неважные и российская сборная завоевала скромное количество медалей. Дело в том, что эти неважные результаты слишком резко противоречат категоричным заявлениям о грядущих победах.

На словах у нас “Вперед, Россия!”, мы самые сильные, ловкие и победительные, а на деле — сплошной фук, Россия проигрывает все, что можно и чего нельзя.

Несоответствие ожиданий и результатов порождает раздражение и комплексы. В душе растут недоумение и обида, и хочется найти виновных в наших бедах. Несправедливое судейство — вот в чем дело! Ну да, мировой заговор. Нас, русских, не любят, вот и засуживают. Господа, нас опять предали!

Хотя если один спортсмен объективно сильнее других, как его засудишь?

* * *

Разжигание напрасных ожиданий превратилось в болезненную черту нашего времени.

Ликующее “Вперед, Россия!” с последующим постыдным провалом воспринимается уже не как случайность, а как закономерный ход событий. Конкурс Евровидения, чемпионат Европы по футболу, Олимпийские игры — самые последние и самые яркие примеры нагнетания горячих страстей на пустом месте.

Но зачем это делается? Зачем государственные телеканалы пиарят, расхваливают и раздувают нашу сборную или нашу певицу, когда известно, что возможности их по сравнению с другими участниками невысоки и шансов на победу мало?

Рассчитывают на чудо гипноза: чем больше раз мы скажем “сахар”, тем слаще станет во рту?

А может, таким образом у нас пытаются развивать патриотизм и любовь к Родине? Но в результате-то выходит наоборот. Вместо того чтоб гордиться Родиной, приходится стыдиться: что же ты, мать, опять все профукала, а мы-то губы раскатали…

Разумеется, всякий пиар — это прежде всего обман. Чем больше народу надо обмануть, тем наглее должен быть пиар. Но когда само государство, используя широчайшие административные и финансовые возможности, принимается пиарить тот или иной проект, идею или компанию, обман принимает уже абсолютно запредельные масштабы и очертания.

Как рекламировалась неотложная необходимость заменить льготы денежными выплатами! Вот был всем пиарам пиар. Ежедневно по десять раз на дню населению дули в уши: ах как хорошо станет жить, когда бесплатный проезд и лекарства вам заменят на четыреста рублей в месяц. Даже странно, как граждане не свихнулись от такого натиска и не побежали наперегонки в собесы отказываться от льгот, не дожидаясь принятия закона.

Агрессивный пиар дает отличные результаты даже на очень слабом материале. “Ночной дозор” — серенький, проходной фильм, собрат зарубежных дешевок, которыми завалены видеоприлавки — распиарили так, что народ валом на него валил. Но с фильмом хотя бы понятно — от его рекламы зависят сборы, то есть прибыль заказчиков. А от рекламы Олимпийских игр кому какой навар?

Никому, кроме тех, кто заказывает рекламную кампанию, и тех, кто ее реализует. А если учесть, что это делают одни и те же телевизионные чиновники, то становится понятно, зачем нужен столь дорогой и столь недальновидный государственный пиар-проект. Ведь всякий госзаказ — это деньги, откаты, которые можно распилить, разложить по карманам. Чем шире размах рекламного проекта, тем больше на него дадут денег, тем больше их пойдет на распиливание. Вперед, Россия!

* * *

Люди, сочиняющие рекламные ролики, не знают ситуации, начисто лишены вкуса и чувства меры и очень далеки как от спорта, так и от государственных интересов. Они дилетанты.

Сейчас такое время — везде дилетанты. Пришло новое поколение молодых энергичных людей с бойкими глазками: “Где тут у вас бабки? Здесь? Ну-ка дайте я сюда встану, возглавлю вашу богадельню”.

Они не хотят создать что-то значительное, долговечное, оставить след в истории, их не интересуют победы и духовные свершения. Им нужны только деньги — причем не когда-нибудь в будущем, а немедленно, сейчас. “Бабки” — быстро и как можно больше.

Поколение с бойкими глазками не оставляет пустых мест, оно стремится занять и успешно занимает все точки, где есть деньги.

Результаты их неустанной деятельности кое-где уже видны. Например, вот этот смехотворный пиар-проект про наших славных олимпийцев, которые слетают с дерева славы, как сухие листья.

Впрочем, то, что творится со спортом, — тоже результат их работы. Как только дилетанты с бойкими глазками поняли, что в спорте крутятся хорошие деньги, они тут же заняли ключевые посты и очень быстро выдавили профессионалов — за границу, на пенсию, в отстой. И если раньше главной целью в спорте была победа, высочайший взлет духа человеческого, то теперь главная цель — деньги, низкое, земное ковыряние. Поэтому так и получается. Вокруг сплошное “Вперед, Россия!”, а счастья нет.

Московский Комсомолец

от 20.08.2004

Юлия КАЛИНИНА

Московский Комсомолец

*