‘Мы умираем голодной смертью!’ Рабочие Ульяновского механического завода в знак протеста перекрыли одну из главных магистралей ("РК")
Спокойная жизнь в Ульяновске закончилась вчера около семи утра. Рабочие механического завода отказались идти на работу, вместо этого люди двинулись на Московское шоссе — одну из главных магистралей города, которая в течение нескольких минут оказалась заблокированной.
“Мы не уйдем отсюда до тех пор, пока руководство не соизволит полностью выплатить нам зарплату! – заявили доведенные до отчаяния люди. – На носу 1 сентября, как нам детей отправлять в школу?”
Последний раз рабочие получили заработную плату в феврале, а накануне, говорят, заводское руководство чуть ли не прямым текстом заявило – до конца года денег не ждите! “Мы больше не можем так жить! Это не жизнь… Мы с мужем вдвоем на заводе работаем, у нас дети. Если честно, то мы голодаем, — женщина нервно теребит в руках платок. – Вы вот не пробовали годами без зарплаты жить?”
Чуть поодаль от толпы тусуется топ-менеджмент завода. Генерального нет – г-н Абанин на подобные мероприятия, судя по всему, приезжать не любит. Заводские начальники вполголоса обсуждают произошедшее. Один из заместителей гендиректора сердито косится на диктофон, но продолжает упорно гнуть свое: “Тем, кто голодает, мы помогаем – материальную помощь выписываем. Нам Министерство обороны за прошлый год задолжало 95 миллионов рублей. Именно на этот долг мы возлагаем свои надежды. На эти деньги мы полтора-два месяца проживем, а потом должны подписать контракт с иностранцами… А что Министерство, спрашиваете? Нам из Москвы одни отписки идут. Две недели назад Администрация президента по нашей просьбе подписала письмо в адрес министра Иванова – требуют разобраться с ситуацией на нашем заводе. И что вы думаете? Вот уже две недели Иванов даже на просьбу президента не отвечает!”
…Взгляд невольно упирается в рекламный щит напротив. “До большого взрыва осталось немного!” — рекламный текст в сегодняшнем контексте звучит издевательски. Под щитом люди расстилают куртки – говорят, что уходить с дороги не собираются, готовы, если надо, и ночевать на улице. “Им только и надо, чтобы мы ушли, — говорит пожилой мужчина, нервно стряхивая дрожащей рукой пепел с сигареты. – Шаманову на руку, чтобы мы бесплатно работали. Он нас просто-напросто за быдло держит!”
В толпе неожиданно появляется вице-губернатор области Евгений Никифоров. Он пытается выглядеть спокойным, кричит в мегафон, что надо разойтись и освободить дорогу, пытается что-то снова обещать. “Не уйдем! – ревем толпа. – Пока деньги наши не отдашь — никуда не уйдем. До утра будем стоять!”
Голос чиновника тонет в шуме и реве. Никифоров продирается сквозь толпу, садится в машину и хочет уехать. Люди перегораживают ему дорогу. “Пусть здесь стоит, пусть посмотрит, как люди живут. Пропустит обед – ничего с ним не случится, — всеобщая истерия набирает обороты. — Мы все эти месяцы голодной смертью умираем, у нас дети в обмороки падают, потому что кроме воды и хлеба ничего не видят!”
Руководство завода заверяет, что не намерено предъявлять к бунтующим людям никаких санкций. “Выгонять никого не будем, нам люди нужны для того, чтобы выполнять поставленные задачи”, — как-то не очень уверенно говорит журналистам заместитель директора завода по производству.
Люди, от отчаяния решившие перекрыть движение, заявляют, что данная акция протеста в Ульяновске – только лишь начало. Говорят, что народ дошел до ручки, медлить больше нельзя. “Вы представляете, что это такое, когда у тебя дома голодные дети? – мужчина из числа протестующих в гневе рассекает воздух скомканной официальной газетой областной администрации. – Да женщины сейчас готовы хоть под пули, хоть под танки пойти!”
Между толпами людей то и дело курсирует оппозиционный депутат областного Законодательного Собрания Матвей Володарский. “Пусть Шаманов сюда приедет!” — требуют люди. Володарский разводит руками — Шаманов, говорит, по разным данным, отдыхает то ли в Сочи, то ли в Афинах. Толпа недовольно гудит. “Мы же полгода терпели, так давайте здесь постоим, осталось потерпеть уже немного”, — говорит Володарский. Люди, усмотрев в нем своего лидера, радостно аплодируют его словам…
Депутаты уезжают в Законодательное Собрание – искать выход из ситуации. Механизм завертелся в аварийном режиме — все эти полгода, пока люди сидели без копейки, ситуация никого особо не интересовала. Теперь, когда долго назревавший взрыв произошел, чиновники в авральном порядке засуетились. Потому что ждать больше нельзя – сегодня люди перекроют дорогу, а завтра решаться на кровопролитие. Именно к этому все и идет.
P.S. На момент подписания номера в печать стихийная акция протеста, организованная заводчанами, продолжается. Никаких конкретных обещаний людям пока так и не поступило.
НАША СПРАВКА
Ульяновский механический завод — многопрофильное предприятие, являющееся одним из главных производителей средств ПВО сухопутных войск и радиолокационных систем в российском оборонно-промышленном комплексе. Завод производит зенитные комплексы “БУК-М1” и “Тунгуска-М”. Последний комплекс прославился как самая мощная в мире зенитная система подобного класса. Кроме того, завод занимается модернизацией комплексов “Шилка” и “Квадрат”.
Михаил БЕЛЫЙ
«Русский курьер»
№ 354 2004-08-20
*