Генпрокуратура своих не сдает. Зампрокурора Самарской области уехал в Ингушетию ("Ъ")
Генпрокурор РФ Владимир Устинов назначил нового прокурора Ингушетии. Им стал зампрокурора Самарской области Махмуд-Али Калиматов. Судьба бывшего прокурора Ингушетии Магомеда Белхароева решается. В Магасе уверены, что он будет трудоустроен в центральном аппарате Генпрокуратуры.
Смещение прокурора Ингушетии было событием ожидаемым. В начале июля этого года на коллегии Генпрокуратуры, посвященной подведению итогов ее работы за первое полугодие, генпрокурор Владимир Устинов устроил настоящий разнос ингушскому прокурору Белхароеву и его подчиненным, которые фактически не выполняли надзор за местными силовиками, пропустившими в республику боевиков 22 июня.
«Побывав в республике, бригада Генеральной прокуратуры привезла неутешительный вывод,— отметил господин Устинов.— Какой участок надзора ни возьми,— нигде нет заметного результата. Делается все больше по форме, а не так, как того требует обстановка. Взяли регистрацию преступлений. За целый год по всей республике райпрокуроры и республиканский аппарат выявили 7 укрытых преступлений. За неделю работы бригады обнаружено 53 таких преступления, а еще более 30 материалов направлены для дополнительной проверки. Причем все лежало буквально на поверхности. Это для местных прокуроров было новым, что надо проводить сверки с медицинскими и страховыми организациями, опрашивать потерпевших. Они не вызывались в прокуратуру даже тогда, когда в повторных заявлениях вдруг появлялись утверждения типа: «документы и деньги потерял сам», «упал», «не знаю, где получил повреждения». Изучили члены бригады приостановленные производством уголовные дела. И здесь картина хуже некуда. Розыск организован из рук вон плохо, взаимодействие следователей и оперативников нулевое.
Оказалось, что проще принять необоснованное решение, чем организовать расследование и добиться результата. О волоките, процессуальных нарушениях порядка расследования я уже не говорю. Ничуть не лучше организация общего надзора, участия прокуроров в судебных заседаниях, других надзорных направлений. Между тем прокурор республики убежден: у него нет проблем и недостатков, он сам работает хорошо и его подчиненные прокуроры тоже».
Возмущался господин Устинов и тем, что на момент проведения коллегии правоохранительными органами Ингушетии было задержано всего 16 предполагаемых участников нападения и лишь нескольким из них предъявлены обвинения. Тогда же Владимир Устинов распорядился, чтобы через месяц подчиненные доложили ему, почему не удалось предотвратить налет.
Судя по всему, доклад прокурора Белхароева генпрокурора не устроил. В итоге вчера Владимир Устинов подписал приказ об отстранении Магомеда Белхароева от должности. Правда, из органов прокуратуры отставника не уволил и даже пообещал тому найти новую должность, соответствующую его генеральскому чину. Вместо господина Белхароева прокурором республики был назначен уроженец Ингушетии, 45-летний зампрокурора Самарской области Махмуд-Али Калиматов.
Выпускник юрфака Куйбышевскго госуниверситета господин Калиматов прошел все ступеньки служебного роста в районных и городской прокуратуре города Куйбышева (Самары) и является почетным работником прокуратуры РФ. На своей прежней должности он ничем особенным не отличился, если не считать дела главы ГТРК «Самара» Александра Князева. С помощью дела, возбужденного зампрокурора Калиматовым, местные власти добились смещения неугодного журналиста с должности.
Чем будет заниматься отставной прокурор в Генпрокуратуре не сказали, сославшись на то, что приказ о его новом назначении еще не подписан.
Однако в прокуратуре Ингушетии „Ъ“ вчера сообщили, что Магомед Белхароев будет работать в центральном аппарате Генпрокуратуры замначальника отдела методического обеспечения. Причем, сотрудники ингушской прокуратуры считают перевод своего бывшего шефа в Генпрокуратуру повышением по службе: «В Москву поехал!» Новый же прокурор в республику еще не прибыл, так как находится в отпуске.
СЕРГЕЙ ТОПОЛЬ
«Коммерсантъ» в Самаре»
№153 от 20.08.2004, пятница
*