Сегодня в Нижнем Новгороде открывается XI Международный фестиваль анимационного кино «Крок» – единственный на территории СНГ смотр мировой анимации, один из самых престижных и популярных на планете.

«Крок» – на украинском языке означает «шаг». Фестиваль шагает необычно – по воде. И каждый новый «Крок» — новый шаг в постижении всех таинств самого яркого вида искусства – мультипликации.

«Кроку» в этом году 15 лет. Начинался он еще в советские времена и поначалу являлся смотром всесоюзным. После первой же встречи было решено, что все отечественные мультипликаторы будут собираться в Киеве раз в два года и показывать друг другу свои достижения за минувший срок. Однако уже скоро возникла шальная мысль: а что если «Крок» будет международным? А потом – еще более смелая идея: а не стать ли нам «водоплавающим» фестивалем? Сказано – сделано. В августе 1991 г. пароход отчалил от киевской пристани и поплыл в сторону Румынии. Вернулся он совсем в другую страну…

СССР распался. Великое советское кино развалилось. Деньги исчезли. «Крок» каким-то немыслимым образом выжил. Более того, с некоторых пор он стал проводиться ежегодно – раз на Украине, раз в России. Плывет кораблик, на нем – лучшие мультипликаторы Европы, Азии, Австралии и двух Америк смотрят кино, веселятся и высаживаются для встреч с местными жителями. В этом году теплоход «Георгий Жуков» с участниками фестиваля проследует из Нижнего Новгорода в Москву с остановками в городах Городец, Плес, Кострома, Рыбинск, Ярославль, Горицы, Мышкин, Углич, Тверь.

Российский вариант «Крока» – как всегда, тематический. На этот раз он посвящен творчеству начинающих аниматоров. Конкурсная программа будет состоять из двух частей: дебютные и студенческие работы. Причем соревноваться могут режиссеры, снявшие и две, и три картины – если они еще учатся. Ведь как заведено на Западе: молодой человек поучился у себя на родине, затем обязательно поступил в какой-либо из колледжей искусств в Великобритании, а потом отправился повышать квалификацию еще куда-нибудь – во Францию, Бельгию или даже Россию. Так может набраться до восьми студенческих работ.

Из почти 600 присланных фильмов селекционная комиссия отобрала немногим более 130. Представлены 34 страны мира, среди них: Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Израиль, Ирландия, Италия, Казахстан, Канада, Нидерланды, Республика Корея, Сербия и Черногория, США, Тайвань, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Япония… Когда-то организаторы «Крока» носились за иностранцами с уговорами посетить фестиваль, сегодня картина иная – приходится отбиваться руками и ногами. Желающих много, а пароходик маленький.

Россию на этот раз представляют преимущественно воспитанники ВГИКа и студии «Пилот». Среди участников фестиваля: Дмитрий Геллер («Маленькая ночная симфония»), Михаил Лейпунский и Дмитрий Эльяшев («Сало»), Елена Оятьева («Опасная прогулка»), Леон Эстрин («Маленький воробей, который не умел летать»), Елена Чернова («2+1»), Степан Бирюков и Константин Арефьев («Иван-Хуан»), Юлия Аронова («Эскимо»), Константин Бирюков («Рояль»), Анна Крейер («Лунатик»), Вероника Федорова и Наталья Антипова («Люляки»), Юлия Дащинская и Олег Федосеев («Два барашка»).

Любимый вопрос журналистов: будут ли на фестивале звезды? Как говорит президент «Крока», великий режиссер и художник Эдуард Назаров: «В анимации свои звезды, которые не так сильно светят, зато – греют». Это и Юрий Норштейн, признанный всем миром мультипликатором номер один. Это и Давид Черкасский, снявший блистательные сериалы «Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит» и «Остров сокровищ». Это и Александр Татарский, подаривший нам феерическую пластилиновую анимацию и виртуальных Хрюна и Степана. Это и Иван Максимов, внешне похожий на писателя Акунина, но сотворивший свой, неповторимый мир странных анимационных существ. Есть и зарубежные гении. Чего стоит один композитор Норман Роже из Канады, шесть фильмов которого стали лауреатами премии «Оскар». Конечно, он их не снимал, а только писал музыку, но саунд-треки сыграли далеко не последнюю (если не главную) роль. Кто видел «Старика и море» Александра Петрова, не даст соврать.

Одна досада. Государство в целом и телевидение в частности не стремится к тому, чтобы современная анимация стала достоянием зрителей. Проката нет. На экраны кинотеатров выходят только полнометражные мультфильмы продюсера Сельянова. Сборники короткометражек, как когда-то шли в кинотеатре «Баррикады», сегодня никто не прокатывает. А телеканалы не желают раскошеливаться. Каждый из них имеет пакет мультклассики и считает, что этого достаточно. Производство одной минуты анимационного фильма стоит до $10 тыс. (это намного дороже игрового кино), телевидение готово заплатить за минуту $30-40. Конечно, создателям продавать свой труд за бесценок невыгодно. Так и живут они порознь – художники, телепродюсеры и зрители.

www.utro.ru

*