Московские цены на бензин сравнялись с американскими
На этой неделе розничная цена на бензин в России впервые сравнялась с ценой автомобильного топлива в США. В московских розничных компаниях говорят, что в этом виноваты крупные нефтяные компании, завышающие оптовые цены на бензин. Нефтяники, в свою очередь, объясняют рост цен увеличением спроса и повышением тарифов на железнодорожные перевозки и электроэнергию. А аналитики рынка нефтепродуктов прогнозируют дальнейшее подорожание бензина, не исключая, что рано или поздно его цена приблизится к европейской.
По данным Московской топливной ассоциации (МТА), средняя цена бензина марки Аи-95 на столичных автозаправках 16 августа составляла 14,83 руб. за литр. Но цена литра этого бензина на АЗС, работающих под брэндами крупных нефтекомпаний (в том числе у их джобберов), достигла 15,1 руб. В тот же день управление по энергетической информации (Energy Information Administration) министерства энергетики США зафиксировало среднюю розничную цену бензина марки Midgrade (соответствует нашему Аи-95) в $1,97 за галлон. В пересчете на российские единицы измерения это составляет 15,2 руб. за литр. При этом в некоторых регионах США средняя цена этого бензина ниже московской. Так, стоимость Midgrade на северном побережье Мексиканского залива составляет $1,877 за галлон, то есть 14,48 руб. за литр. Таким образом, впервые цены на бензин в России достигли американского уровня. При этом в течение последних двух месяцев цены на бензин в США постоянно снижаются, а в России растут.
На побережье Мексиканского залива расположены основные торговые порты США и большое количество нефтеперерабатывающих заводов. Тем не менее аналитики называют «ненормальной» ситуацию, когда бензин в стране с дорогой рабочей силой и жестким налоговым законодательством, являющейся крупнейшим импортером нефти, стоит дешевле, чем в России, принадлежащей к числу крупнейших производителей нефти. В США, по данным минэнерго, цена нефти составляет 44% розничной стоимости бензина, еще 27% составляют налоги в различные бюджеты. В России же, как ранее сообщал Ъ исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко, акцизы и налоги формируют до 60% конечной розничной цены топлива. Себестоимость добычи барреля нефти в России составляет всего $2-6, то есть максимум 1,3 тыс. руб. за тонну. Однако внутрироссийская цена нефти, поставляемая на НПЗ для переработки, сейчас составляет 5,6 тыс. руб. за тонну, а американцы такой же объем получают за 9,8 тыс. руб. Хотя российские и американские НПЗ используют разную нефть (сорта Urals и WTI), но количество бензина из него получается практически одинаковое.
Российские бензоторговцы в росте цен обвиняют крупные нефтекомпании, постоянно повышающие оптовые цены. Как отметил руководитель одной из столичных сетей АЗС, «с начала года оптовые цены выросли примерно на 40%, в то время как в США лишь на 8-12%». По его словам, «нефтяники стараются выжать максимальную маржу на внутреннем рынке, чтобы приблизить ее к той, что они получают от экспорта». При этом, как утверждает бензоторговец, повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты не достигает желаемой цели (сократить экспорт), и нефтяники еще больше увеличивают цену, чтобы компенсировать затраты на пошлины.
С таким объяснением роста цен на бензин в России согласны эксперты центра исследования конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес». «Российское правительство не имеет других рыночных способов регулировать ситуацию с ценами на бензин, кроме экспортных пошлин»,– говорит один из экспертов. По его словам, рынок сейчас «находится на пике платежеспособности. Если в начале 2003 года мечтой нефтяников были цены на бензин в $0,3 за литр, то сейчас они уже достигли $0,5, хотя в случае дальнейшего роста люди начнут отказываться от поездок на автомобилях».
Крупные нефтекомпании не считают себя виновными в росте цен на бензин. Признавая, что подъем мировых цен на нефть повлиял на ситуацию, нефтяники указывают и другие причины подорожания бензина. Как пояснили Ъ в ЛУКОЙЛе, «с конца 2002 года в России происходит рост цен на продукцию и услуги всех основных отраслей промышленности, в том числе естественных монополий». По данным собеседника Ъ, «тарифы на газ выросли на 44%, на столько же выросли тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, более чем на 80% повысились тарифы на электроэнергию, на 40-60% подорожала теплоэнергия, а с декабря 2003 года на 33% выросли цены на продукцию трубной промышленности». Последние повышения цен нефтекомпании объясняют сезонным увеличением спроса.
Розничные бензоторговцы между тем говорят, что уже сейчас стоимость Аи-95 на АЗС, исходя из оптовых цен, должна составлять 16 руб. за литр, но обещают не повышать розничные цены хотя бы до сентября, опасаясь падения спроса (до сих пор подорожание бензина никак не отразилось на объеме продаж). С осени же, по оценкам специалистов, дальнейшее подорожание топлива неизбежно, и при сохранении прежних темпов роста к лету 2005 года цены на бензин могут достигнуть европейского уровня – ?1 за литр.
ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО, АЛЕКСЕЙ Ъ-ИВАНОВ
Газета «КоммерсантЪ» №151(2990) от 18.08.04
*