Наконец-то удалось найти время и посмотреть в одном из самарских кинотеатров «Ночной дозор». Ежедневно ОРТ крутит рекламные клипы, призывая всех приобщиться к первому русскому блокбастеру. Приобщился. Посмотрел. Делюсь впечатлениями.

«…Испокон веков шла жесточайшая борьба между добром и злом. Между Светом и Тьмой. И была великая битва. И силы были равны. И никто не вышел победителем. И был заключен Договор…» В этих словах – суть фильма. Равновесие добра и зла должно соблюдаться – в этом сверхидея «Дозора…»

Фильм с незамысловатым сюжетом стал абсолютным лидером российского кинопроката. За месяц кинопроката, с 8 июля по 8 августа, «Ночной дозор» посмотрело свыше 4 миллионов 126 тысяч кинозрителей, а сумма кассовых сборов приблизилась к 15,5 млн. долларов. При том, что бюджет картины – немногим больше 4 миллионов долларов. Самыми дорогостоящими, по словам режиссера Тимура Бекмамбетова стали спецэффекты. Наиболее ярко смотрится переворот машины «Ночного дозора». Когда ЗиЛ с желтой будкой «аварийная горсвета» переворачивается на ночном шоссе.

Состав актеров, занятых в картине, безупречен: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий, Николай Олялин, Гоша Куценко, Римма Маркова, Валерий Золотухин, Анна Слюсарева, Мария Миронова. Отлично исполнил роль мальчика Егора юный московский школьник Дима Мартынов.

Сюжет фильма, напомню еще раз, строится на противостоянии сил добра и зла. Есть Ночной дозор, который бдит за событиями, которые могут совершить ночью злые силы, и есть Дневной дозор, миссия которого – контроль за дневными событиями мира магии и чародейства. Ночным дозором руководит светлый маг по имени Гесер. Он же по совместительству – начальник организации «Горсвет», где работают все участники организации «Ночной дозор», Гесер мудр и просвещен, он маг высшей категории, могущий даже спасти человеческую жизнь с помощью операции по методу филиппинских хилеров. Антон Городецкий, молодой человек тридцати лет от роду, оказался в рядах Ночного Дозора из-за собственной прихоти, когда 12 лет назад пришел к колдунье с просьбой вернуть изменившую ему возлюбленную. Его пассия была беременна, и он хотел вернуть ее. Ведьма пообещала помочь Антону, но с условием, что его не родившийся ребенок погибнет. Городецкий согласился на этот греховный поступок. Но, к счастью, силы колдовства смогли предотвратить сотрудники Ночного дозора. Воздерживаясь от полного пересказа сюжета скажу, что ребенок Антона, в итоге успешно появившийся на свет, и оказался тем самым Егором, вокруг которого впоследствии начнет разворачиваться все действие фильма.

«Ночной Дозор» снят клипово. Не раз в кинозале ловил себя на мысли, что во время просмотра можно смело выйти за чипсами или лимонадом. Вернувшись, обнаруживаешь, что никаких особенных изменений сюжета не случилось. Фильм – как нравоучительная страшилка, действует на зрителя. В картине абсолютно отсутствует всякая политика. Равно как нет места в «Ночном дозоре» и сексу. Если сцена превращения колдуньи-Ольги из совы в девушку и претендует на что-то эротическое, то с большой натяжкой. Женщина в перьях – не очень эротично, если это не боа девочек из Мулен Руж.

Чего много в фильме – так это скрытой рекламы. Которая превращается в рекламу явную. Это и логотип крупнейшей сотовой телефонной компании на фоне оставшейся без электричества Москвы, и пельмени знаменитой марки, и конечно же, реклама канала ОРТ – главного спонсора фильма.

Первый русский блокбастер – как уверяют его создатели, продюсеры ОРТ — «Ночной дозор» получил международное признание. На конкурсе «Еврокон-2004» в Болгарии приз за лучший киносценарий был присуждён Сергею Лукьяненко (признанному лучшим писателем Европы по результатам прошлого года) и режиссеру Тимуру Бекмамбетову за фильм «Ночной дозор».

Из актерских работ картины стоит наверное, отметить не только Константина Хабенского, сыгравшего главную роль (Антон Городецкий). Яркой индивидуальностью наполнена игра трех актеров. Первой я отметил бы замечательную Римму Маркову – между прочим, нашу землячку. Играя ведьму Шульц, Римма Ивановна мастерски передает характер злобной оккультистки, желающей привлечь магию для решения семейной проблемы Антона Городецкого. Вторым по колоритности стоит персонаж Валерия Золотухина. Хоть актер и появляется на экране на три минуты – он играет мясника, отца юного вампирчика Кости, его игра завораживает. Постаревший вампир, с осуждением взирающий на сына, который привел за кровью своего соседа Городецкого – вот и весь рисунок золотухинской роли. Третье место в моем рейтинге симпатий: секс-символу нового кино России Гоше Куценко. Его персонажу поручена миссия доискаться правды у женщины, подозреваемой в создании энергетической воронки сил тьмы. Гоша предстает элегантным героем. Которым невозможно не увлечься. Превосходна сцена в мини-маркете, где Куценко, выслеживающий свой объект, пристраивается в очереди позади пенсионера. Нервный старик возражает Гоше: вы что, за мной следите? На что следует невозмутимый ответ: «Приходится. Ситуация обязывает». В этой сцене улавливается ремейк похожей сцены из культового фильма 60-х «Я шагаю по Москве». Только там был не пенсионер, а подвыпивший гражданин (первая роль в кино Ролана Быкова) который обвинял героев юных Никиту Михалкова, Алексея Локтева и Галину Польских в том, что они устроили за ним слежку.

Комары, летящие в одной из сцен «Ночного дозора», проводят в сознании параллель с «Матрицей», А гибель парикмахера, сыгранного загримированным до полной неузнаваемости мумий-троллем Ильей Лагутенко, сразу воскрешает в памяти подобную сцену из «Терминатора». Тот же принцип: только в «Терминаторе» злой робот разлетался на куски, попав в жидкий азот, а в нашем фильме на вампира так действует магический фонарь Антона Городецкого.

Превосходна с точки зрения режиссуры сцена с продавщицей мини-маркета, которая очень нервозно кричит: «Закройте дверь, дует!». А еще – безупречно точно воссоздана толчея в вагоне московского метро, и атмосфера современной Москвы.

«Ночной дозор» в начале июля был самым модным фильмом. Но модным даже не из-за того, что поставлен по культовой для современной молодежи книге Сергея Лукьяненко. Книга – не в пример богаче тончайшими нюансами. Что естественно. Кино не заменит литературу. «Ночной дозор» как дайджест, как комикс для взрослых, впитал основную смысловую линию книги. И – не более. Хочешь больше: читай первоисточник, то есть – одноименную книгу. «Ночной дозор» – фильм про нас сегодняшних. Мы живем в стремительном мире, где интернет становится не кибер, а реал-пространством. Мы хотим верить, что чудеса существуют. Для поколения next, да и для тридцатилетних «Приключения Электроника» сегодня с успехом заменяет «Ночной дозор» — картину для нас и про нас.

Святогор Мишин

*