Массированный ремонт дорого в городе стал источником проблем для тольяттинских водителей. Последним в буквальном смысле слова приходится заниматься фигурным вождением либо на минимально возможной скорости преодолевать ямы на дороге. Тем, кто игнорирует состояние дорожного полотна, приходится расплачиваться ремонтом подвески. Поэтому возникает вопрос, кто и как компенсирует расходы, если автомобиль пострадал по вине дорожных служб? Зачастую успех в случае обращения автовладельца в суд зависит от того, насколько тщательно были соблюдены формальности при регистрации аварии. Однако далеко не каждый автовладелец готов тратить много времени в судах.

Куда приведет автолюбителя очередная дорога, неизвестно никому. Один из результатов путешествия по тольяттинским дорогам – визит в автосервис на внеплановый ремонт подвески. Очень часто в поломке оказывается виноватым не водитель, а дорожные службы, которые не очень-то следят за состоянием покрытия либо в ходе ямочного ремонта оставляют «раскрытым» дорожное полотенно. Перечень причин, из-за которых страдает автомобиль, а из кармана его владельца улетучиваются дензнаки, невелик. Чаще всего машина получает повреждения от открытых колодцев посреди проезжей части, некачественного дорожного покрытия и плохой освещенности. В Тольятти дороги гораздо лучше, чем в Самаре, и власти ведут их ремонт. Однако то ли рабочие не успевают закончить дорогу, то ли еще по каким-то причинам, но следы в виде 3-8-сантиметровых ям остаются. В результате водители, да еще и на приличной скорости, влетают в такие «ванны». Итоги — разбитые диски, рваная резина и перспектива попасть на ремонт колеса, а в худшем случае – подвески. Возникает вопрос: куда идти с жалобой на плохое обустройство дорог? Практика показывает, что наличие у водителей права требовать компенсации от дорожных служб не используется в полной мере. Число обращений в ГИБДД по поводу аварий по вине дорожных служб незначительно. Чем можно объяснить такую пассивность водителей, не совсем ясно. Ремонт подвески даже на «ВАЗ-2109» стоит недешево. Например, шаровая опора стоит около 200 рублей, ее замена — раза в полтора-два больше. ШРУС в автомагазине стоит не менее 900 рублей, а его замена — около 250 рублей. Общие затраты на запчасти для ремонта подвески могут превысить 4-5 тысяч, не считая стоимости работ. Но ведь при серьезном ударе повреждение может получить и кузов. В этом случае стоимость ремонта возрастет. Представьте, что ремонтировать надо не «ВАЗ-2109», а дорогой внедорожник вроде Mitsubishi Pajero («убить» на нем подвеску сложно, но с сюрпризами, которые преподносят дороги, можно, особенно если машина неновая). Ремонт может обойтись в $5-7 тыс., и это далеко не предел. Повреждения нередко оказываются такими, что счет идет уже на десятки тысяч долларов. Естественно, платить такие деньги на ремонт из собственного кармана, тем самым возмещая или даже поощряя чье-то разгильдяйство, несколько странно. Гораздо логичнее обратиться за компенсацией в суд. Разумеется, претензии предъявлять нужно собственнику участка дороги. Но поиск виновного в повреждении вашей машины — это еще полдела. Для начала нужно доказать, что авария произошла не по вашей вине, а именно из-за тех, кто никак не отметил открытый люк, хотя этого требуют правила дорожного движения.

Начинается все, как правило, общением с сотрудниками ГИБДД. При любой непредвиденной ситуации на дороге, даже если авария произошла по косвенной вине дорожных служб, необходимо вызвать наряд ГИБДД, который засвидетельствует происшествие и составит его описание. В случае повреждения транспортного средства из-за плохой дороги сотрудники ГИБДД должны заострить внимание на причине инцидента. Например, если машина попала в яму, нужно сделать ее подробное описание: измерить глубину, ширину, расстояние от обочины… Идеальным вариантом станут фотоснимки. Автовладелец должен поставить в известность о случившемся страховую компанию (если машина застрахована). При ДТП есть нюансы, связанные со страхованием автомобиля. Если машина застрахована, расходы обязана возместить страховая компания. Естественно, что для этого необходимо опять-таки официально зафиксировать факт и причину ДТП. По мнению страховщиков, число обращений в страховые компании из-за аварий на некачественных дорогах в последнее время возросло. К сожалению, зачастую люди даже не подозревают, что в такой ситуации они имеют право на компенсацию. Процедура проста: клиенту возмещают ущерб, а судиться с организацией, ответственной за причину ДТП, будет уже страховая компания. Необходимо выяснить, кто отвечает за данный участок дороги или кому принадлежит открытый люк. Дальше можно обращаться в суд с требованием возместить ущерб. Очень важно, чтобы в суд были представлены все документы, подтверждающие факт аварии не по вине водителя, иначе дело может затянуться. По мнению юристов, специализирующихся на подобных делах, установление собственника участка дороги весьма важно, поскольку нужно будет с кого-то требовать возмещение. Если машина попала в колодец, все просто: хозяин указан на крышке люка, а если провалилась в яму или под асфальт, скорее всего, отвечать будет администрация города, точнее, департамент дорожного строительства. Естественно, необходимо зафиксировать ДТП. После выполнения всех формальностей, связанных с фиксацией ДТП и поиском виновного, нужно назначить независимую экспертизу и телеграммой (в официальном порядке) пригласить на нее представителей ответчика. После получения результатов можно обращаться в суд. Правда, здесь тоже есть свои подводные камни. Если машина принадлежит физическому лицу, то обращаться нужно в федеральный (гражданский) суд. Если автомобиль оформлен на организацию, подавать исковое заявление нужно в арбитраж, так как происходит спор двух юридических лиц. Получить свои деньги через суд вполне реально, однако виновный может затягивать процесс и выплату.

www.volga.ru

*