ГУП «Мосгортранс» уже неделю ведет войну против незаконной расклейки объявлений на остановках городского наземного транспорта. Уже появились первые цели для атаки: 15 телефонов, наиболее часто встречающиеся в листовках, «украшающих» остановки Южного административного округа, блокировались звонками автоответчика. Есть и первые победы. Два телефонных номера сменили владельцев, хозяева еще двух телефонов попросили прекратить «блокаду», пообещав «больше так не делать».

«Однако встречались мы и с другой реакцией. Пару раз ребятам, которые занимаются сортировкой объявлений и решают, какой телефон ставить на «блокаду», звонили и угрожали физической расправой», — рассказал «РК» представитель предприятия по обслуживанию линейных сооружений «Мосгортранса» Артемий Макаров.

Впервые «телефонная блокада» номеров, указанных в незаконно размещенных объявлениях было проведена в Пекине в 2003 году. Результат превзошел все ожидания: сейчас на улицах китайской столицы практически не встретишь «листочков с бахромой». Опытом китайских товарищей заинтересовались власти многих европейских столиц. А в России первым городом, который взял его на вооружение, стала Уфа. Правда, тамошние власти таким образом боролись не с нелегальной рекламой, а с… подпольными публичными домами. «Мы о китайском методе борьбы с незаконно размещенной рекламой узнали случайно: кто-то из сотрудников прочитал о нем в газете, — признался л Артемий Макаров. — Подумали и решили, а почему бы и нам его не по пробовать».

Работа над внедрением метода заняла чуть меньше года. Как пояснили в пресс-центре «Мосгортранса», специалистам необходимо было изучить существующую правовую базу, а руководству компании издать ряд регламентирующих документов. Много времени потребовала также разработка программного обеспечения, способного обеспечивать генерацию необходимого количества телефонных звонков.

Суть китайского метода проста. Телефоны, указанные в незаконно размещенных листовках, ставятся на принудительный дозвон с интервалом в несколько минут. Как только абонент на другом конце провода поднимает трубку, он слышит строгий мужской голос, который требует прекратить портить внешний вид города и перестать расклеивать объявления где-попало. Если нарушители раскаялись и прекратили свое «грязное дело», телефон с автодозвона снимается. Если нет, то частота звонков увеличивается до такой степени, что телефон нарушителя просто напросто блокируется. Дозвониться по нему становится невозможно, расклейка объявлений на столбах и остановках превращается в пустую трату времени и сил.

Согласитесь, такой способ борьбы с незаконной расклейкой объявлений более эффективен, чем тот, что применялся и применяется до сих пор — когда фонарные столбы около станций метро и на остановках наземного транспорта обматывают сеткой. Наши умельцы и под рабицу залезут, и прямо на нее листочек приклеить могут. Что уж тут говорить о предупреждении «За незаконную расклейку объявлений штраф 500 рублей», которое «Мосгортранс» разместил во многих остановочных павильонах: такими «пугалками» нашего человека не остановить. Он прочитает, возмутиться «За что только деньги дерут!». И продолжит намазывать листовку клеем…

Чтобы лично убедиться в том, что «китайский метод» приносит плоды, мы побывали в районе станции метро «Пражская» (Южный округ), который является крупной транспортной развязкой. Видно, что здешние автобусные остановки не так давно были полностью очищены от листочков с объявлениями. О самостийной рекламе, из-за которой практически все остановочные павильоны и фонарные столбы Москвы «превратились» в лоскутные коврики с бахромой, напоминают разве что небольшие бумажные обрывки (листовки, явно, клеились «на века»). Однако кое-где уже появились новые рекламки. В основном это предложения жилищных агентств-однодневок. Мы обратились по двум телефонам, указанным в объявлениях и задали один и тот же вопрос: «Не звонили ли им с требованием прекратить расклейку незаконной рекламы?» И в первом, и во втором агентстве на вопрос отреагировали одинаково: поинтересовались, какое нам до этого дело, а узнав, что мы из газеты — бросили трубку. Кстати, на заметку «Мосгортрансу» — телефонные номера этих агентств есть в редакции. Звоните…

И последнее. По словам Артемия Макарова, в Южном округе «китайский метод» по борьбе с нелегальными способами рекламы внедрен в качестве эксперимента. Как только будут получены первые положительные результаты, «Мосгортранс» собирается распространить его по всей Москве.

Ирина МАНДРИК

«Русский курьер»

№ 353 2004-08-18

"Русский курьер"

*