Олимпия, олимпийцы и олимпионики. Случаи забавные, трагические и просто интересные ("НГ")
Олимпия ничего общего с Олимпом не имеет. Начнем с того, что олимпов – много, а Олимпия – одна. Олимпами назывались несколько гор в Греции и в Малой Азии. Наиболее известен горный массив в Фессалии, почти на границе с Македонией, то есть, по представлению греков, – на далеком Севере. По преданию, здесь, на вершинах, жили боги-олимпийцы во главе c Зевсом.
Олимпия же расположена на полуострове Пелопоннес – на жарком Юге, в живописной долине реки Алфей. Именно здесь Зевс сошелся в единоборстве со своим отцом Кроносом, победил его, низверг в Тартар и стал властвовать вместо него. Потом в этих краях Геракл совершил свой седьмой подвиг, за один день очистив Авгиевы конюшни. И на радостях организовал спортивные состязания, посвятив их Зевсу.
Здешнее святилище Громовержца – самое почитаемое в Элладе. Оно же стало и спортивным центром, ибо в культовые мероприятия греков помимо принесения жертв богам обязательно входило и ублажение их пищей духовной, коими считались и спортивные состязания наряду с музыкальными, поэтическими и танцевальными. В Олимпии бегали, прыгали, боролись задолго до того, как все это оформилось во Всегреческие Олимпийские игры.
А начались Игры со скандала, точнее даже – с преступления. Когда-то в Элиде царствовал Эномай. О красоте его дочери ходили легенды. В Пису, столицу Элиды, съезжались со всей Греции соискатели ее руки. Но боги предсказали Эномаю, что его ждет погибель от зятя. Поэтому он ставил женихам условие: состязание на колесницах. Победишь – невеста твоя. Сам царь был отличным наездником. Обгоняя очередного жениха, он на скаку поражал его копьем. Об этом узнал Пелопс, владыка Пелопоннеса. Он подкупил возницу Эномая, тот вынул из колеса чеку. И когда Эномай стал обгонять Пелопса и уже приготовился метнуть в него копье, колесо отвалилось, царь погиб под перевернувшейся колесницей. Так Пелопс получил руку красавицы, а Олимпийские игры – новый вид состязаний: бега колесниц.
Бега колесниц были самым опасным состязанием Олимпийских игр. Надо было не столкнуться во время бегов, а главное – не перевернуться у конечного столба, когда колесницы на полном ходу заворачивали на очередной круг. Место это называлось «лошадиный ужас», и перед началом Игр возницы здесь приносили жертвы богам. Однажды во время бегов разбилось 40 колесниц, что нашло отражение в трагедии Софокла «Электра».
В 490 г. до н.э. греки наголову разбили персов на Марафонской равнине. С победной вестью в Афины был отправлен гонец, который пробежал, не останавливаясь, 40 км 195 м. Когда в 1896 г. готовились к открытию первые Олимпийские игры современности, в их программу был включен марафонский бег. Победителю – при условии, что он будет греком, – была обещана в жены дочь крупнейшего магната Авероффа с приданным в миллион драхм! Первым к финишу пришел скромный почтовый служащий Луис Спиридон. Помимо руки миллионерши он получил золотой кубок, бочку вина, право в течение года бесплатно столоваться в парламенте, пожизненное право на бесплатный пошив одежды и услуги парикмахера, а также 10 центнеров шоколада, 10 коров и 30 баранов. Ну и, конечно, Золотую олимпийскую медаль – это была единственная медаль, которую завоевала тогда греческая команда.
Но вернемся в древнюю Олимпию. В истории Игр был и другой случай применения запрещенных приемов. Во время скачек разбился насмерть всадник по имени Фидол. Как потом выяснилось, конкуренты подрезали подпругу у его лошади. Но лошадь Аура (Ветерок) не остановила свой бег и первой пришла к финишу. Это было расценено судьями как воля богов, и лошади поставили статую. На пьедестале была высечена надпись: «Эта кобыла Фидола с широких пастбищ Коринфа / Зевсу великому дар, памятник ног быстроты». Так несчастный всадник благодаря умнице лошади обрел бессмертие.
Во время Олимпийских игр по всей Греции между воюющими полисами устанавливалось священное перемирие – экехерия. Это правило было нарушено единственный раз: в 420 г. до н.э. Спарта во время экехерии напала на союзника Афин город Элис. За такое элланодики (судьи Игр) отстранили Спарту от Олимпиады и наложили на нее огромный штраф. Но один спартанец все-таки рискнул принять участие в бегах колесниц. Он так мечтал о лавровом венке олимпионика… Но получил розги. Судьи сняли его с дистанции и подвергли порке прямо на глазах у зрителей.
Еще один скандал был связан с женщиной. На стадион во время состязаний женщины не допускались под страхом смерти. И лишь одна решилась нарушить грозный запрет: ее сын принимал участие в самых престижных соревнованиях – пятиборье (пенталон). Когда атлет был объявлен победителем, счастливая мать выбежала на поле и бросилась на шею сыну. От казни ее спасло то, что сын стал победителем, а олимпионикам воздавались почести почти такие же, как олимпийцам (богам). Кроме того, женщина происходила из семьи, где уже было несколько олимпиоников.
Перед началом соревнований атлеты давали клятву состязаться честно и подчиняться судьям безоговорочно. Однако нарушения тем не менее имели место. На 98-й Олимпиаде (388 г. до н.э.) разразился скандал, связанный с подкупом спортсменов. Фессалийский боксер Евпол завоевал олимпийский венок не столько мастерством и силой, сколько большими деньгами – соперники уступали ему победу за солидную мзду. И чем дальше, тем все большее распространение получали подкупы, особенно после покорения Греции Римом (146 г. до н.э.).
Римляне привнесли много своего в жизнь покоренных эллинов, и в первую очередь – дух коммерциализации. Духовное начало в Олимпийских играх все больше подменялось материальным интересом. Были введены денежные призы, участие в Играх стали принимать исключительно профессионалы. Уже не боги вершили судьбы участников, а финансовые воротилы. К началу христианизации империи Олимпийские игры превратились в очень прибыльное предприятие.
В 394 г. уже нашей эры император Феодосий Первый Великий запретил Олимпийские игры как языческий пережиток – в это время христианство уже стало в Римской империи государственной религией.
Принято считать, что возродились Олимпийские игры по инициативе барона де Кубертена. Но первым об Играх вспомнил ветеран освободительной войны греков против турецкого владычества Эвангелис Дзиппас. На свои деньги он восстановил древний стадион в Афинах и в 1859 г. провел там первые возрожденные Олимпийские игры. Инициативу Дзиппаса поддержали вяло, но в 1870 г., уже после его смерти, Игры имели полный триумф. Они носили пока всегреческий характер, и как раз барон де Кубертен придал им всемирный размах.
Первые Олимпийские игры, в которых кроме Греции приняли участие 12 стран – США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Дания, Чили, Болгария, Венгрия, Австрия и Австралия, – прошли все в тех же Афинах в 1896 году. Вначале цели современных Олимпийских игр, как и в Древней Греции, были благородны и возвышенны. Но как в свое время циничный и алчный Рим коммерционизировал служение богам, так и современные Олимпийские игры – мощное предприятие, где крутятся очень большие деньги. Кто-то получает золотые медали, а на кого-то изливается золотой дождь.
Валерий Каджая
Независимая Газета
# 174 (3287) 18 августа 2004 г.
*