Российские учебники истории обвиняются в предвзятости ("The Associated Press")
Москва. — Если можно судить о книге по обложке, то «История России и мира в 20 веке» говорит ученикам о том, что советская эпоха — это славное прошлое, которым можно только гордиться: три из четырех иллюстраций, помещенных на обложке, повторяют образы советской пропаганды. То же самое можно сказать и о содержании книги: учебник для российских старшеклассников расхваливает достижения советской системы, и лишь слегка касается, если касается вообще, ее недостатков и преступлений.
В нем нет буквально ни слова о депортации целых народов при Иосифе Сталине, сопровождавшейся сотнями тысяч жертв и посеявшей семена возмущения, вырвавшегося наружу в Чечне полвека спустя. О ГУЛАГе — системе исправительно-трудовых лагерей — говорится мимоходом, а об антисемитизме вообще едва упоминается.
Президент Владимир Путин — бывший офицер КГБ, возродивший советскую символику, например гимн или красную звезду в качестве военной эмблемы — твердо убежден: российской молодежи следует прививать чувство национальной гордости.
Однако, предостерегают критики, изучив трагическую историю России в «приглаженном» варианте, ученики окажутся просто не подготовленными к проблемам, с которыми им придется столкнуться в постсоветскую эпоху.
«ГУЛАГ освещается в учебниках в минимальной степени. Однако, не зная, что такое ГУЛАГ, они [школьники — прим. перев.] не поймут истории СССР и России. Без этих ее страниц их образование будет неполным», — говорит семидесятишестилетний Семен Виленский, прошедший через гулаговские лагеря и ныне возглавляющий ассоциацию, которая собирает свидетельства об ужасах сталинской эпохи.
Три из четырех иллюстраций, помещенных на обложке «Истории России и мира в 20 веке» — это советские пропагандистские символы: гигантская статуя «Рабочий и колхозница» в Москве, плакат «Родина-мать зовет» и стыковка «Союза» с «Аполлоном». Четвертая иллюстрация изображает штаб-квартиру ООН.
По словам критиков, этот учебник, написанный Никитой Загладиным — не единственный, где содержатся подобные пробелы.
Как показывают результаты исследования, проведенного по заказу Музея Андрея Сахарова, в большинстве школьных учебников по истории России в 20 веке не уделяется достаточного внимания ужасающим нарушениям прав человека со стороны тоталитарного советского государства.
«В большинстве учебников этот период и тот факт, что насилие служило главным методом воплощения советских идей, либо освещается чрезвычайно кратко, либо, даже при более детальном описании — не сопровождается какой-либо исторической, политической и этической оценкой», — отмечает Юрий Самодуров, директор музея, носящего имя Сахарова — покойного советского диссидента и лауреата Нобелевской премии мира.
Единственный учебник, где делался упор на преступления советского государства, был в конце прошлого года изъят из употребления в российских школах — как утверждают критики, этот шаг отдает политикой.
Буквально за несколько дней до декабрьских выборов в парламент Министерство образования отозвало лицензию у учебника Игоря Долуцкого «Отечественная история 20 века» — где автор предлагает студентам подумать, следует ли считать Путина авторитарным лидером.
В отличие от авторов многих других учебников, Долуцкий уделяет большое внимание преступлениям советского государства против миллионов собственных граждан и подчеркивает существенный вклад союзников в победу во второй мировой войне.
Книга получила неоднозначную оценку со стороны педагогов и историков, однако она оскорбила группу ветеранов войны, которые пожаловались Путину на непатриотичность учебника.
Эта жалоба вполне ложилась в русло указаний, которые Путин дал историкам в прошлом году: «Учебники должны содержать исторические факты и воспитывать у молодежи чувство гордости за свою историю и страну».
Вскоре после этого правительство решило подвергнуть учебники дополнительной проверке и произвести отбор среди множества книг, вышедших после распада СССР в 1991 г.
По словам некоторых историков, многие из учебников, опубликованных в последние десять лет, отличаются сомнительным качеством или излишней пристрастностью — однако критики действий правительства опасаются, что в результате «отсева» останутся только книги, обеляющие советскую эпоху.
Некоторые утверждают также, что авторы учебников с неохотой обращаются к вопросу об антисемитизме. По словам главы фонда «Холокост» Аллы Гербер, проведенная этой организацией серия семинаров для преподавателей истории показала, что многие школы выступают против того, чтобы рассказывать ученикам об истреблении и преследовании евреев в нацистской Германии и СССР.
Однако, по словам Загладина, было бы несправедливо внушать детям «чисто негативный взгляд на советскую эпоху как царство террора и тьмы».
«В ходе волны массовых репрессий пострадали примерно 18 миллионов человек. . . . Несомненно, это великая трагедия, — заявил автор учебника в интервью «Associated Press». — Но одновременно мы не можем игнорировать и тот факт, что в тот же период времени жизнь огромного количества людей радикально изменилась к лучшему».
Мария Данилова
The Associated Press 17 августа 2004
ИноСМИ.Ru
17 августа 2004, 12:38
*