В конце прошлой недели в подмосковном Жуковском не было человека, который не смотрел бы на небо. Интерес вполне объясним: на территории Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.М.Громова и над ней проходил первый Международный фестиваль пилотажных групп. Подобный праздник в России проходит впервые. В августе 1933 года был учрежден День Воздушного флота, и в его честь в Москве провели первое аэрошоу. Через два года его повторили. Так началась история знаменитых авиационных парадов в Тушине.

После начала «холодной войны» праздник в Тушине стал единственной отдушиной для любителей авиации. Однако у него был существенный минус – ни о каких наземных экспозициях, где технику можно было бы «пощупать», не было и речи. Между тем за рубежом авиационные выставки переживали небывалый подъем, становились предметом национальной гордости.

Организацией авиационных салонов в Жуковском занялись в 1986 году. Именно тогда здесь провели первую выставку новинок авиапрома. В 1992-м состоялось «Мосаэрошоу» с участием зарубежных компаний. После этого многие заговорили о возрождении международных авиасалонов в России. Именно о возрождении, ведь первая подобная выставка была проведена у нас еще в 1911 году в Санкт-Петербурге. Потом пришли знаменитые МАКСы. Однако у них тоже было свое «но»: полеты были на них лишь дополнением к наземной программе.

В этом году у пилотов появился свой праздник, на который они могут пригласить коллег из-за рубежа. То, что это произошло именно в 2004-м, символично. В этом году отмечается столетие со дня рождения Валерия Чкалова – летчика, прославившегося на весь мир, нашей национальной гордости. Именно о гордости за страну, давшую такого пилота, сказал на открытии вице-мэр Москвы Валерий Шанцев.

– Я счастлив, что сегодня мы вспоминаем и чествуем Валерия Чкалова, человека-легенду. В свое время отец назвал меня в его честь, и хотя я не стал авиатором, всегда буду помогать проведению летных фестивалей.

В рамках фестиваля были развернуты выставки, рассказывающие о развитии авиационной промышленности в стране и в столичном регионе, состоялось несколько научно-технических семинаров. Однако главными были все же не они, а полеты. Причем разные: и виртуальные, и наяву.

«…Смотри, с хвоста заходит…», «За землей следи, дурень, собьют ведь…», «Не зевай, жми на гашетку!..» Это не записи переговоров летчика и «земли». Такие комментарии можно было слышать во время проведения открытого Кубка Валерия Чкалова по авиационным симуляторам.

Небольшое шале, в нем десяток компьютеров, за которыми сидят мальчишки. На экранах мониторов – кабины истребителей, за стеклами которых – земля, небо и вражеские самолеты. Пути в авиацию неисповедимы, и кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из этих «компьютерных асов» сядет за штурвал настоящего самолета. А надежда такая есть: многие мальчишки после своих виртуальных полетов шли смотреть на полеты настоящие.

Почетное право парадного вылета было предоставлено пилоту Александру Павлову. Его МиГ-25, обгоняя звук, пронесся над аэродромом и открыл фестиваль. Затем парашютисты ЛИИ имени М.М. Громова пронесли в небе над Жуковским флаги России, ВВС и своего института.

Летчики старшего поколения когда-то не могли даже представить, что станут свидетелями полета в российском небе знаменитого «Миража». И вот над небом Жуковского капитан ВВС Франции Яник Валей, чей пилотажный стаж насчитывает три с половиной тысячи часов, демонстрирует российским зрителям возможности этой машины и свое искусство. Самолет, находящийся на вооружении ВВС Франции, во время демонстрационного полета менял скорость от 180 до 900 километров в час. Пилот при этом испытывал невероятные перегрузки.

313-й пилотажной эскадрилье ВВС Италии «Фречче Триколори» определенно не везло во время нынешнего визита на фестиваль. Прошедший накануне грозовой фронт едва не сорвал последние тренировочные полеты «Трехцветных стрел». Лишь к вечеру небо прояснилось, и десять самолетов МВ339CD взмыли ввысь. Показательный пилотаж они всегда выполняют в составе из девятки самолетов, десятый – солист. Он иногда подходит в полете к строю, но в основном занимает внимание публики, когда основная группа выходит из виду при перестроениях. Пилотажный комплекс состоит из 18 фигур, среди которых уникальный элемент «Аризона» – солист выполняет «колокол» над распускающейся группой.

Под шестым номером среди итальянских асов на нынешнем фестивале выступал почетный президент МАКСа Герой России Магомед Толбоев. У него была достаточно выигрышная позиция – он находился в самом центре группы. Но в плотном кольце коллег ему было важно соблюдать точность и плавность движений. На состоявшейся позже пресс-конференции Магомед Толбоев признался, что ему легко находить взаимопонимание с итальянскими летчиками благодаря такому же, как у них, южному темпераменту.

Похоже, именно страстность итальянской натуры – причина того, что основным моментом при поступлении в эскадрилью «трехцветных» является длительное тестирование на совместимость. Как сообщил журналистам Андрэ Сайя, их пресс-атташе, можно быть трижды высококлассным пилотом, но единство в группе – самое главное.

Уже не первый год российские журналисты мечтают вот так же накоротке пообщаться со своими соотечественниками – знаменитыми «Стрижами» и «Русскими Витязями». Но их МиГи и Су взлетают в небо с аэродрома в Кубинке и, продемонстрировав свое высокое пилотажное искусство, возвращаются обратно. Организаторы авиасалона ведут с ними переговоры, и, быть может, в будущем легенды российского высшего пилотажа, к всеобщей радости, приземлятся в Жуковском.

К моменту выступления «Фречче Триколори» в первый день праздника вновь появились грозовые тучи. Но это не испугало «трехцветных», и они блестяще выполнили свою программу, которая смотрелась даже эффектнее на фоне потемневшего неба. Зарядивший сразу после этого дождь заставил многих зрителей укрыться в шале. Но и здесь им не пришлось скучать. Их вниманию были представлены выставки авиамоделей и более 6000 значков и знаков, посвященных авиации и космонавтике.

Спортсмены Независимой ассоциации радиоуправляемых видов спорта во время праздника провели Малый пилотажный фестиваль моделей летательных аппаратов. Достоверность этих полетов была такова, что издалека трудно было определить: находится ли в воздухе модель или это взлетает очередной участник «взрослого» шоу.

Гости фестиваля получили уникальную возможность рассмотреть вблизи и посидеть в кабинах самолетов Су-30МКИ, двухместного многофункционального истребителя, экспортируемого в Индию, спортивного Су-29. Среди покупателей этой популярной машины – США, страны Западной Европы, Австралия, ЮАР. Легкий многоцелевой самолет для перевозки четырех пассажиров, для патрулирования автодорог, нефтепроводов, лесов Ил-103, амфибия Бе-200 для борьбы с лесными пожарами, Ту-204-300, самый молодой представитель этого семейства лайнеров – вот далеко не полный перечень образцов статической экспозиции праздника.

Вновь установившаяся погода позволила продолжить летную программу фестиваля. Долгожданные «Стрижи» и «Русские Витязи» на этот раз выступали единой командой: четыре МиГ-29М и пять Су-27УБ выполнили уникальный пилотажный комплекс, где маленькие маневренные МиГи словно порхали между мощными Су. Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи» входит в состав 237-го Центра показа авиационной техники. Их динамичный групповой и индивидуальный пилотаж получил высокую оценку во многих странах мира. Программа «Стрижей» обычно насыщена огромным количеством фигур и перестроений. Причем все перестроения выполняются на глазах у зрителей, они как бы вплетены в общую картину. А уникальность «Русских Витязей» состоит в том, что это единственная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях.

Фестиваль был организован блестяще. Единственная «недоработка» – с погодой: в субботу снова зарядил дождь, и полеты были отменены. Однако организаторы сделали красивый жест, разрешив использовать билеты нынешнего представления на МАКСе-2005. Так что встречаемся через год в те же дни на том же месте.

* * *

А в это время в подмосковном Монине прошла международная военно-историческая выставка «Асы Второй мировой войны». На ней демонстрировались раритетные самолеты из авиационных музеев России, Англии, Франции, Германии и США. В экспозиции были представлены автобиографии, документы, личные вещи, награды и фотографии летчиков-асов, проявивших высокое профессиональное мастерство и героизм в годы войны. Особое внимание посетителей привлек раздел, посвященный Александру Покрышкину. Он совершил 650 боевых вылетов и в 156 воздушных боях лично сбил 59 самолетов противника.

С особым интересом посетители осмотрели инсценированный полевой аэродром ВВС РККА. Здесь были представлены оборонительные сооружения, блиндажи, палатки, а также самолеты из экспозиции музея ВВС «Монино»: Ил-2, Ту-2, По-2, Ла-7, Як-11 и другие. Они стояли в боевых порядках, которые занимали в 40-х годах. Около каждой машины летчики-ветераны рассказывали о воздушных сражениях той кровопролитной войны.

Отдельные эпизоды воздушных боев были показаны в специальных программах «Отражение атаки противника на боевые позиции аэродрома» и «Налет на позицию аэродрома». В них участвовали «летающие легенды»: По-2, И-16, Ли-2, Як-3, Як-11, Ла-5, Aero Cobra P-39, Mustang P-51, A-26B lnvader, AT-6G Texan, Harvard Super Six, Boeing Stearman, Storch, Junkers-87. Иностранные летчики, ветераны и авиаторы Калужского авиационного училища РОСТО показали воздушные бои со сложным пилотажем.

Динамичная, захватывающая программа авиашоу была построена на контрастах полетов раритетных и современных российских боевых самолетов. Мощь нашей авиации блестяще продемонстрировали пилотажные группы «Стрижи», «Русь», «Русские Витязи». Затаив дыхание зрители наблюдали, как исполняли они знаменитые фигуры высшего пилотажа – «колокол» и «кобру Пугачева».

Аэродром Монино стал местом проведения праздника не случайно. У него богатые военные традиции. Например, в 1941 году именно отсюда взлетели советские самолеты бомбить Берлин. Планируется, что начиная с этого года Монинский авиагарнизон станет центральным местом проведения праздника ВВС и Дня Воздушного флота, который прежде проходил на Тушинском аэродроме.

Виктор ВИКТОРОВ,

Владимир ДЕРНОВОЙ,

Инга ДМИТРИЕВА.

Фото Владимира БОБРОВСКОГО.

Ежедневная транспортная газета «Гудок»

"Гудок"

*