так охарактеризовал тактику действий конной милиции ее начальник капитан милиции Алексей Ходаковский.

Тольятти есть чем похвалиться. Сегодня конная милиция работает только в трех городах России: Москве, Санкт-Петербурге и Тольятти. Как показывает практика, порой «конники» являются незаменимыми в оперативной работе, патрулировании улиц и охране порядка при проведении массовых мероприятий. Так, недавно мы подробно писали о том, что сотрудники подразделения обнаружили злоумышленников, подозреваемых в убийстве трех человек и серии разбойных нападений, а также сыграли решающую роль при их задержании.

Хотя тольяттинская конная милиция была создана еще в 1991 году, до сих пор о ней мало что было известно. Чтобы подробнее узнать о работе и буднях конной милиции, наш корреспондент посетил их “базу”, находящуюся в поселке Приморский. Он убедился, что в распоряжении “конников” находятся конюшня, дежурная часть, несколько хозяйственных построек и манеж. В общем, созданы все условия для содержания и обучения лошадей нелегкому патрульному делу.

Финансы поют романсы

Нашими собеседниками стали Алексей Ходаковский, начальник кавалеристского подразделения, и один из его подчиненных прапорщик Дмитрий Чернов.

Ходаковский: У нас содержится восемнадцать лошадей, из которых две учебные, шестнадцать задействованы на патрулировании. Есть лошади донской, буденовской, орловской, русско-рысистой и англо-рысистой пород. Они специально подготовлены и обучены для охраны общественного порядка. К сожалению, в настоящее время у нас ощущается острая нехватка личного состава. На маршруты патрулирования выезжают всего шесть сотрудников. Чтобы пополнить штат, набираем как мужчин, так и женщин. Но люди не торопятся идти к нам на работу.

Корр.: А с чем это связано?

Ходаковский: Мало денег платят. Зарплата нашего сотрудника составляет три с половиной тысячи рублей. Кроме того, на них в отличие от представителей других служб милиции налагается дополнительная нагрузка. Они приходят заниматься с лошадьми за пять часов до выезда на маршрут, работают с питомцами в неслужебное время, в том числе и в выходные. С лошадьми нужно постоянно заниматься. Ведь они не должны бояться ни людей, ни автотранспорта, ни выстрелов из оружия.

Тренировки со стрельбой

Корр.: Кто и как тренирует лошадей, готовит к патрулированию?

Ходаковский: Тренировкой служебных лошадей в моем подразделении занимаются командир отделения Дмитрий Чернов и его супруга Валентина Чернова, а также Ирина Наумова. Все они профессионалы. Валентина Чернова до работы в милиции работала тренером в конноспортивном клубе. Квалификацию тренера имеет Ирина Наумова.

Чтобы лошади не пугались громких звуков, раз в год их “обстреливают”. Лошадь выводят на манеж, где рядом с ней автоматчик стреляет вверх холостыми патронами. Инструктор находится рядом с лошадью, успокаивает ее, если она начинает нервничать.

Милиционер-кавалерист проходит обучение по управлению лошадью на манеже, где есть специальные приспособления и препятствия. Конный милиционер отрабатывает действия при разгоне демонстрации, при задержании преступника. В это время лошадь обучается беспрекословно выполнять команды кавалериста.

Корр: Наверное, у каждой лошади есть свой характер, который она проявляет…

Ходаковский: Наши сотрудники уже знают, что можно ожидать от своих питомцев и как ими управлять, так как практически ежедневно занимаются с ними.

Корр: Если не секрет, сколько стоят ваши питомцы?

Ходаковский: От тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Последнюю партию из шести лошадей мы закупили в прошлом году в Ростове-на-Дону. Средства были выделены мэрией при поддержке начальника Автозаводского РУВД. Кроме того, недавно в Самаре мы купили породистую лошадь, которая участвовала в скачках на ипподроме. Ее цена 60 тысяч рублей. Это единственная лошадь, которая имеет спортивный паспорт.

Корр.: Кто вас снабжает медикаментами, кормами?

Ходаковский: За лекарства отвечает штатный фельдшер. В настоящий момент медицинскими средствами мы обеспечены даже лучше, чем частные конноспортивные школы. Корма — сено, овес и прочие закупаем у местных фермеров, с которыми у нас заключены договора.

Расходы оплачиваются Автозаводским РУВД и мэрией.

Корр.: Какую территорию вы патрулируете?

Ходаковский: Это набережные шестого и восьмого кварталов, лесопарковая зона возле Медгородка, парк Победы, детский парк. Летом основное внимание уделяется дежурствам в лесопарковой зоне. Люди, выезжающие отдыхать на природу, нередко совершают правонарушения. Порой случаются даже грабежи и разбои. По статистике, в месяц мы задерживаем одного подозреваемого. По административной практике ежедневно составляется по восемь-девять протоколов.

При выезде на маршрут конный патрульный получает табельное оружие — ПМ и спецсредства — наручники и дубинку. Кроме того, милиционеру выдается портативная радиостанция для поддержания связи с дежурными частями РУВД и МОБ. Наш сотрудник всегда в курсе того, что происходит в районе.

Некуда бежать

Прапорщик Дмитрий Чернов, работающий в кавалерийском подразделении с 1993 года, привел нам примеры из своей милицейской биографии.

Так, год назад он с нарядом нес дежурство на набережной восьмого квартала. Милиционеры услышали крики о помощи. Подъехав к ограждению набережной, патрульные увидели, что в нескольких метрах от берега трое парней травят собакой какую-то женщину. Чернов оставил своего напарника на асфальтовом парапете набережной, а сам поскакал вдоль берега на выручку. На пляже находилось немало отдыхающих, но никто из них не решился пресечь бесчинства хулиганов. Чернов приказал нарушителям прекратить безобразие, однако молодчики “послали” милиционера подальше и начали кидать в него камнями. Чернов, уворачиваясь от “снарядов”, при помощи резиновой дубинки смог отогнать нарушителей от женщины. В это время прибыло подкрепление. Видя, что деваться некуда, один из парней прыгнул в Волгу и поплыл. Видимо, надеялся, что милиционеры не будут ждать его возвращения и уедут. Однако стражи порядка не собрались этого делать. По громкоговорителю они просили нарушителя вернуться на берег, но парень не хотел сдаваться. В конце концов он начал тонуть. Спасти обессилевшего пловца помогли вызванные спасатели. Когда хулиган пришел в себя, его доставили в милицию, где уже находились товарищи.

За кидание камнями в конного милиционера вполне можно было возбудить уголовное дело. Однако женщина, которую прапорщик спас, не стала дать показаний против своих обидчиков. Один из отдыхающих записывал “действо” на видеокамеру, но и он отказался предоставить кассету следствию. В итоге хулиганы отделались легким испугом, заплатив за нарушение общественного порядка штраф.

Стоп машина!

Несколько месяцев назад к наряду кавалеристов, дежуривших на бульваре Здоровья, подбежал парень и сказал, что несколько минут назад двое неизвестных напали на него и его девушку, избили палкой, отобрали сотовый телефон и деньги. По словам пострадавшего, грабители убежали в сторону тринадцатого квартала. Патрульные решили задержать налетчиков по “горячим следам”. Когда Чернов выехал на улицу Жукова, то увидел двоих молодых парней, похожих по приметам на грабителей. Подозреваемые сели в такси, которое уже тронулась с места. Прапорщик пустил лошадь галопом, догнал автомобиль и жестом приказал водителю остановиться. Налетчики были задержаны и опознаны, у них были изъяты вещи потерпевших. Недавно суд Автозаводского района вынес грабителям приговор.

www.volga.ru

*