Многие наши эксперты по внешней политике приводят продолжающийся сейчас в Москве судебный процесс над нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским как свидетельство того, что в идеологическом отношении Россия откатывается назад. Но если падение первой знаковой личности российского капитализма что-то и означает, то только то, что Россия снова ведет себя так, как естественно для России.

После десяти лет демократии, капитализма и миллиардов долларов иностранной помощи Россия все равно остается страной, прочно зажатой в тисках авторитаризма. Американские реформисты способствовали разрушению коммунизма, но им не под силу взять и отбросить с пути культуру, которой уже пятьсот лет. У нас ушло десять лет, чтобы выучить этот урок, и его нужно вспомнить в Багдаде, Кабуле и всех остальных местах, где мы сейчас пытаемся «построить новую нацию».

Признаки этакого маленького возрождения советской власти в правлении Владимира Путина найти нетрудно, но это обманчивое впечатление. Путин сам — бывший агент КГБ, и большая часть его правительства контролируется его коллегами — выходцами из разведки. Судя по результатам опросов общественного мнения, народ испытывает романтическую ностальгию по советским временам.

Кремль национализировал газовые и электрические компании и теперь наверняка поглотит и «ЮКОС», нефтяную компанию Михаила Ходорковского. Однако тем, кто у нас делает внешнюю политику, необходимо очень осторожно проводить параллели между коммунизмом и русской культурой. Советской России уже точно конец, и удручающие результаты коммунистов на всеобщих выборах показывают, что совсем немногим хочется вернуть времена, когда страной правила партия Сталина.

Но они хотят вернуть власть Сталина. Они хотят политической централизации и сильного правителя. Это объясняет, почему у Путина всегда такой высокий рейтинг популярности, и почему большинство народа так отрицательно настроено по отношению к Ходорковскому и всем другим «олигархам», огромные состояния которых считаются не двигателем прогресса, а скорее угрозой порядку в стране.

Авторитарный инстинкт уходит корнями глубоко в российскую культуру. Православная форма христианства, монгольское нашествие и власть захватчиков, а затем четыре века царской власти превратили барьер между ведущими и ведомыми в настоящую пропасть. Царь Петр Великий, может быть, и известен своими прогрессивными реформами, но именно он основал российскую тайную полицию и согнал с насиженных земель тысячи крестьян, чтобы они в пустыне построили его новую столицу — Санкт-Петербург. Во время постройки города умерло около 30 тысяч человек. Цензура, ссылки, подавленные бунты — это наследие всей российской истории, а отнюдь не только периода коммунистического правления.

К сожалению, и власти Соединенных Штатов, и международные общественные организации перепутали эти два понятия. Они смотрели на посткоммунистическую Россию как на пустой сосуд, куда можно налить все, что угодно. Они предполагали, что, отвергнув коммунизм, Россия естественным образом придет в лоно либерально-демократического капитализма. Однако пятьсот лет русской культуры, к удивлению многих наших политиков, никуда не испарились.

Только этим историческим фактором можно объяснить, почему Путину удается вертеть законами во все стороны, чтобы в лице Ходорковского сокрушить нарождающегося политического противника, который в будущем мог бы стать центром политической власти.

В своей книге «Русские» (The Russians) бывший корреспондент New York Times Хедрик Смит (Hedrick Smith) пишет: «Русские, в отличие от жителей западных стран, не считают, что российская диктатура естественным образом разовьется в демократию, ибо они слишком хорошо знают, насколько их диктатура сильна и упорна: Они знают, что она может приспосабливаться, но при этом не менять своей сущности, и им хорошо в атмосфере стабильности и порядка, которую она им дает».

Упорство и неповоротливость российского авторитаризма видны во всех проявлениях жизни в этой стране. За примерами далеко ходить не надо: просто посмотрите на судебную систему, от непредсказуемых поворотов которой сейчас зависит судьба Ходорковского.

Прошлой осенью я говорил с десятками русских о введении судов присяжных, которые работают в России уже больше десяти лет, в основном благодаря усилиям американских советников и неправительственных организаций. И большинство людей заявили, что они не хотели бы заседать в жюри присяжных, потому что не считают, что присяжные достаточно хорошо разбираются в деле, чтобы вынести правильное решение.

Даже после семи десятков лет постановочных процессов и самодурства вместо суда большинство тех, с кем мне довелось поговорить, сказали, что пусть лучше будут судьи — многие из которых были назначены на свои должности еще при Советах — и пусть они решают, кто прав, кто виноват. Да и частные предприятия крайне неохотно отпускают своих работников на службу в качестве присяжного заседателя. В основном приходят пожилые пенсионеры.

Даже когда начинается процесс с участием присяжных, судьи часто давят на защиту, чтобы постараться добиться обвинительного вердикта. В отличие от судей в Америке, «[они] не беспристрастны в отношении результата процесса», как сказал мне один из судей в городе Вологде.

Вот так в суде выглядит российский авторитаризм. Судья говорит как бы от имени главы государства, и привлечь его к ответственности за свои действия практически невозможно.

Итак, правительство США и американские общественные фонды, к примеру American Bar Association или Ford Foundation, вбухали миллионы долларов в систему — я имею в виду жюри присяжных — которая просто не соответствует российской культуре.

Эту же ошибку они повторили и в десятках других своих программ. Для того, чтобы продвигать институт совета директоров предприятия, который по американским стандартам считается главным элементом эффективного корпоративного управления, была создана даже специальная организация, но подавляющее большинство российских бизнесменов считает это нововведение непонятным и даже опасным.

Американским организациям вообще уже много указывали на то, что они поддерживают проекты, гораздо более популярные среди американского среднего класса, чем среди российских бабушек. Западные программы экологической грамотности и проекты типа «чистый двор» отвратили от сотрудничества многих русских, спрашивавших себя: если американцы нам такие друзья, почему бы им сначала не помочь нам построить мосты и дороги?

Многие из нас устали от постоянных провалов. «Институт открытого общества» (Open Society Institute) Джорджа Сороса (George Soros) в этом году свернул свою деятельность в России. Мало того, что правительство Буша в последние три года постоянно урезало финансирование российского отделения программы USAID — в этом году получено распоряжение вообще подготовиться к свертыванию всех проектов в связи с появлением новых приоритетных задач на Ближнем Востоке.

Однако еще на один вопрос до сих пор нет ответа: будут ли все эти уроки применены в других умных проектах? Учесть уроки — совсем не означает перестать оказывать помощь странам вроде Афганистана и Ирака. Однако нельзя больше давать американской наивности цвести таким пышным цветом, как сейчас.

В России, например, большинство ученых-юристов с самого начала предпочитали систему, напоминающую суды некоторых европейских стран, в которых исход дела решается совместно судьей и присяжными. Такую систему гораздо легче могли бы переварить российские судьи, прокуроры, и, возможно, сами жители. Однако предпочтение было отдано американской модели, не в последнюю очередь потому, что в пакете с продвижением американской системы предлагалась финансовая помощь.

И в Ираке представители Соединенных Штатов, естественно, не очень хотят финансировать программы, которые расходятся к генеральной линией американской внешней политики. Однако при этом им следовало бы проявлять такое же упорство, когда речь заходит о программах, чуждых иракской культуре, а ей, между прочим, лет еще больше, чем всем династиям русских царей.

Ноэль С. Пол (Noel C. Paul), 16 августа 2004

«The New Republic», США

Ноэль С. Пол — наш внештатный корреспондент из Бостона.

Кирилл Ельцов, ИноСМИ.Ru

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 16 августа 2004, 18:45

ИноСМИ.Ru

*