Мировые пивные гиганты «поедают» небольшие российские пивоваренные заводы для поддержания своих позиций на замедлившем рост российском рынке пива. В свою очередь, спасаясь от поглощения, небольшие пивзаводы вынуждены объединяться для выживания.

По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет на российском пивном рынке останется не больше пяти крупных игроков, а те независимые производители, которым посчастливится выжить на рынке, будут существовать в видет маленьких пивоварен, обслуживающих небольшие регионы. В результате не всегда качественное пиво в России уступит место более дорогим и хорошо разрекламированным сортам.

Наконец-то приобрели явные очертания долго бродившие по российскому пивному рынку слухи о том, что транснациональная пивная корпорация Heineken собирается со своим пивом продвигаться в глубь России, скупая по пути региональные заводы. Сначало поговаривали о том, что Heineken вот-вот купит известный российский завод «Очаково», потом стало известно, что корпорация, якобы, наметила строительство своих пивоварен в Свердловской области. И вот Heineken, наконец-то, официально заявила утомленной домыслами общественности, что сделала-таки новое приобретение. Им стала российская Центрально-Европейская пивная компания (ЦЕПКО), которую в 2001 году создали акционеры «Вимм-Биль-Данн». В свою очередь (ЦЕПКО) владела 78% акций пивного завода «Шихан» в Стерлитомаке (Башкортостан) и 100% акций пивоварни «Волга» в Нижнем Новгороде. Покупка двух пивоварен сразу вывело голландский концерн на третье место на пивном рынке России после шведского концерна Baltic Beverege и индийско-бельгийского Holding Sun Interbrew.

Российские заводы приглянулись голландским пивоварам прежде всего своим удобным местом расположения. Географическое положение предприятий позволит корпорации «разместить производство в самых быстрорастущих регионах России».

Любопытно, что оба поволжских завода — довольно доходные предприятия, занимавшие ведущие позиции на местных рынках. После официального объявления о сделке, участники пивного рынка дружно заговорили о заводах как о «безоговорочных лидерах» пивного рынка Поволжья. Так, в компании «Ярпиво-НН» приход нового владельца связывают с еще большим повышением качества пива и сервиса завода. А в «Пивоваренной компании «Балтика» считают, что «с приходом нового собственника можно ожидать роста мощностей заводов».

Итак, если поволжский регион ждет от иностранцев больше денег и вкусного пива, то российский рынок находится в боязливом ожидании иностранных интервенций и поглощений. Западные концерны на российском пивном рынке не новички и видят в России большое поле для деятельности. Ведь согласно проводимым исследованиям интерес россиян к потреблению крепких спиртных напитков неуклонно снижается. И пропорционально этому снижению в россии растет интерес к слабоалкогольным напиткам, потребление которых в прошлом году выросло почти на 40% и в основном за счет пива. И хотя темпы роста росиийского пивного рынка не превышают 7-8% в год, западные концерны видят в нем большое поля для деятельности и отдают почетное второе место (после Китая) по темпам абсолютного прироста. Ведь объемы производства пива в России по сравнению с ведущими мировыми державами не большие. Так, если в нашей стране в год производится пива в среднем на 5,5 млрд долларов, то США пивная отрасль ежегодно приносит до 60 млрд долларов. И если среднестатистический россиянин в прошлом году выпил 52 литра пива, то среднестатистический немец — 117 литров пенного напитка. Прибавил к этому еще и общедоступные цены- получается вполне не плохой потенциал роста. В этой связи вполне логично выглядит покупка Heineken региональных заводов для закрепления своего положения на рынке.

По оценке российского Союза пивоваров сегодня нас поят пивом свыше 300 производителей. При этом большую часть рынка, свыше 60% контролирует десятка лидеров. И по прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет лидерам будет принадлежать до 80% рынка.

«Неизбежная консолидация, укрупнение бизнеса — закономерная ситуация для пивного рынка,- прокомментировали ситуацию в российском Союзе пивоваров. — Чтобы выжить в ближайшем будущем и достойно встретить иностранных конкурентов средним и мелким пивзаводам придется объединиться для выживания. В свою очередь мощные иностранные производители, чтобы удержать свои позиции на рынке, будут стремиться их поглощать. И через несколько лет в этой российской отрасли останет пятерка лидеров. Остальные игроки не смогут делать сколько-нибудь существенной погоды на рынке».

Мария Соловиченко

«Русский курьер»

№ 351 2004-08-17

"Русский курьер"

*