После семнадцатилетнего перерыва российское правительство возобновляет финансирование строительства петербургской дамбы. Премьер-министр страны Михаил Фрадков распорядился выделить 500 млн. рублей на завершение проекта, вызывающего протесты экологов и противоречивые оценки специалистов.

Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений — известный городской долгострой. К возведению дамбы приступили еще в 1978 году, однако воз и ныне там. Строительство неоднократно замораживалось, причем не только по причине нехватки средств в государственной казне. В 1987 году под давлением природоохранных организаций и массовых выступлений общественности тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев приостановил возведение дамбы и санкционировал проведение независимой экспертизы. В 1990 году международная комиссия одобрила проект, однако у российских властей денег на продолжение строительства уже не нашлось.

Между тем петербургские экологи продолжают бить тревогу. Гипотетическая угроза наводнения представляет не столь большую опасность, как вполне реальный экоцид Невской Губы и Финского залива, уверен Дмитрий Артамонов, глава петербургского отделения «Гринпис». «Защитные сооружения в их нынешнем виде — это стена, препятствующая самоочищению экосистемы Невской Губы, и превращающая водоем в застойное болото, — объясняет эколог. — В результате начались генетические мутации многих организмов».

Чтобы убедиться в правоте Артамонова, многим петербуржцам не нужны специальные знания. «Мне достаточно выйти с нашего дачного участка в Репино и прогуляться до побережья Финского заливах», — рассказывает дачница Елена Морозова.

«На пляже так скверно пахнет, что даже не хочется подходить к воде, но если вы все же наберетесь смелости, то увидите, что первые несколько метров прибрежных вод затянуты зловонной тиной. А ведь двадцать пять лет назад, во времена моей юности, здесь был прекрасный чистый пляж с прозрачной водой», — добавляет она.

Питер может уйти под воду

Между тем, московский океанолог, профессор института океанологии РАН Александр Городницкий озвучил в интервью агентству ИТАР-ТАСС почти апокалипсический прогноз и призвал к скорейшему завершению дамбы. По мнению ученого, городу на Неве уже в нынешнем веке грозит судьба Атлантиды и сказочного града Китежа.

«Из-за глобального потепления Мирового океана может начаться таяние арктических льдов, что приведет к значительному повышению уровня океана и, как следствие, затоплению таких городов, как Венеция, Санкт-Петербург и Амстердам», — полагает океанолог.

«Считается также, что Нева — это не река, а пролив, несколько тысяч лет назад соединявший Финский залив и Ладожское озеро. Следовательно, в этом районе также могут происходить серьезные подвижки земных пластов», — предупреждает эксперт.

Однако драматичные прогнозы Городницкого большинство его коллег не разделяют. Голландский ученый Герман Герритсен из независимого научно-исследовательского института Delft Hydraulics в Амстердаме, полагает, что российский океанолог чересчур сгущает краски.

«Проведенные нами исследования показывают, что вероятность разрушительного наводнения при подъеме воды до трех метров выше ординара, не превышает 2% ежегодно», — утверждает Герритсен. — Мы не согласны с мрачной перспективой затопления Петербурга».

Именно дамба?

Примечательно, что споры относительно целесообразности появления петербургской дамбы продолжаются на протяжении вот уже нескольких десятков лет.

По словам петербургского ученого, доктора географических наук Владимира Знаменского, автора монографии «Экологическая безопасность водной системы Петербурга», загвоздка состоит в том, что технический проект защитных сооружений, одобренный в 1978 году и не претерпевший с тех пор серьезных корректировок, был экономически и экологически необоснован.

Оценить возможный ущерб от наводнений разработчики дамбы были не в состоянии, поскольку опираться им было практически не на что. «В 1924 году, после самого сильного за последние годы наводнения, руководители городских предприятий сообщили в исполком Ленсовета заниженные сведения, далекие от реальности», — рассказывает Знаменский.

«Однако, учитывая тот факт, что была введена персональная ответственность за этот ущерб, удивляться здесь нечему. В итоге предприятиям было предложено определить гипотетический ущерб от затопления, и вот тогда появились данные о значительных убытках», — отмечает ученый.

Очевидно, что и эту информацию трудно считать объективной: размер убытков определяет и объем компенсации в случае стихийного бедствия. Что же касается экологической экспертизы, то предсказывать последствия столь радикального вмешательства в природу возьмутся разве что авантюристы, считает Знаменский.

«На сегодняшний день самоочистительная экосистема полностью разрушена, — говорит эксперт. — В принципе, ее нужно восстанавливать искусственным образом, но это просто невозможно сделать».

По мнению Знаменского, лучшей альтернативой петербургской дамбе могла бы стать серия небольших локальных защитных сооружений в наиболее опасных местах.

Так, в Амстердаме, ландшафт которого схож с петербургским, проблему защиты города от наводнений решили через систему навигационных каналов и шлюзов.

Окончание строительства петербургской дамбы намечено на 2009 год.

Галина Столярова

для bbcrussian.com, Санкт-Петербург

16 августа 2004 г., 08:37 GMT 12:37 MCK

bbcrussian.com

*