Именно такие слухи пронеслись недавно в Тольятти. Мы попытались выяснить, соответствуют ли эти разговоры действительности. А как все было благородно!

Инвалидов первой группы Елену Меркушину и Надежду Скромную пригласили работать в «СМАРТС» еще в 1998 году. Тогда в клуб инвалидов «КЛЕО», в котором женщины стояли на учете, поступила заявка: крупнейшему в городе оператору сотовой связи вдруг понадобились инвалиды, которые смогли бы нормально общаться по телефону. Специалисты «СМАРТСа» позвонили Елене и Надежде и, убедившись, что у женщин нет проблем с речью, предложили им надомную работу. Конечно же, женщины согласились. Таким же образом на работу в разные отделы компании поступили и другие инвалиды, проживающие в Тольятти.

Работа Елены и Надежды заключалась в ежедневном телефонном опросе абонентов компании с целью выявить качество предоставляемых услуг связи.

— Каждый день мы должны были заполнить определенное количество анкет, — рассказывает Елена. — Как такового графика у нас никогда не было. Сначала, помню, приходилось звонить на домашние телефоны абонентов. Это, конечно, было не очень удобно, потому что днем люди на работе. Поэтому звонили вечером, ловили как могли. Потом компания выдала нам мобильные телефоны, с которых мы звонили людям на сотовые. В день заполняли 10-15 анкет.

За такую работу инвалиды получали в среднем по 1700 — 1800 рублей. Не такие уж и большие деньги. Однако учитывая то, что работу нынче и здоровому трудно найти, инвалиды держались за свои телефонные опросы.

Увольнения

Новость об увольнениях прозвучала как гром среди ясного неба.

— В начале июля всех работников группы качества, в которой мы числились, обзвонили начальник Елена Стадник и ее заместитель Лариса Березина, — рассказывает Надежда. — Они заявили, что нам необходимо написать заявление об увольнении по собственному желанию. На все вопросы о причинах начальство отвечало, что, мол, совет директоров компании принял решение о реорганизации. Тех, кто не согласится писать заявление добровольно, ждет увольнение по статье. По какой — найдем.

После такого заявления некоторое время инвалиды пребывали в шоке. Столько лет проработать без единого нарекания и вдруг услышать подобное!..

Не успели люди прийти в себя, как последовали увольнения. Некоторые, по рассказам инвалидов, под натиском администрации написали заявления сразу же. Ну а те, кто не сдался, подверглись настоящим унижениям.

— В один прекрасный день начальство сообщило нам, что у нас теперь есть рабочее время, — вспоминает Елена Меркушина. Ровно в 10 часов они делали контрольные звонки. Если, к примеру, я не успевала на своей инвалидной коляске доехать до телефона или не слышала его — прогул. Дошло до смешного: в мае начальство сообщило мне, что на половину месяца мой сотовый телефон отдают другой сотруднице. Ты, мол, получишь его числа 19-го и до конца месяца должна будешь выполнить свою норму. Я согласилась. Однако выполнить норму все-таки не смогла, потому что ушла на «больничный» по уходу за ребенком. В итоге, меня обвинили в том, что месячную норму я сделала только на 12%. А в конце заявили: надо было звонить с обычного телефона. В общем мне предложили написать заявление об уходе, а в ответ на мой отказ — уволили по статье за неоднократное нарушение служебных обязанностей.

По этой же статье уволили Надежду Скромную. Как она рассказала нам, ее обвинили в том, что она заполняла анкеты, не делая при этом никаких звонков и не разговаривая с абонентами.

Потому что закон отменили»

Неизвестно, как бы пережили эту обиду инвалиды, если бы не их близкие. Мужья Елены и Надежды встали на защиту своих жен и вместе с другими инвалидами, уволенными за прогулы и неисполнение обязанностей, решили подавать на «СМАРТС» в суд. Особенно обидели людей, по их признанию, несправедливые обвинения руководства компании и, соответственно, несправедливое увольнение по статье.

— Помнится, в начале 2000-х годов компания «СМАРТС» позиционировала себя как организация, защищающая инвалидов, — рассказывает муж Елены — Максим. — На самом же деле ни для кого не секрет, что принимать на работу инвалидов было очень выгодно. Тогда действовал закон, предоставляющий существенные льготы в налогах организациям, где работают инвалиды. Сейчас этот закон уже не действует. Поэтому инвалидов начали выбрасывать на улицу. Ведь они для компании — обуза.

Сэкономили,

считает юрист Ирина Бочкарева, которая будет защищать права инвалидов в суде. — Ведь если бы инвалидов сократили по закону, то начальству пришлось бы за три месяца до сокращения предупредить их об этом, поставить на учет в Центр занятости, заплатить выходное пособие в размере месячного оклада, а потом еще 2-3 месяца платить пособие, равное среднему заработку. Видимо, предприятие рассудило: зачем платить такие деньги?» — предполагает Бочкарева.

— Уволить инвалида, который выполняет работу на дому, за прогулы — это вообще нонсенс! — сказала Ирина Бочкарева. — По закону, инвалиды имеют право работать не более семи часов в день. Более того, время работы они могут определять сами.

«Они плохо работали»

Действительно ли, увольнения связаны с отменой льгот в налогообложении и правда ли то, что таким образом компания «СМАРТС» решила сэкономить, мы спросили у начальника службы управления персоналом Любови Жигайловой.

— Ничего подобного! — возразила Любовь Ивановна. — Закон о льготах в налогах перестал действовать еще в 2003 году. А у нас инвалиды работали и по-прежнему работают. Сегодня в компании около 50 процентов этой категории сотрудников. Уходят лишь некоторые. И на это есть свои причины.

Причинами, по словам Жигайловой, послужило безответственное отношение сотрудников к своей работе. Начальник службы разложила перед нами личные дела всех работников группы качества, переполненные объяснительными записками и докладными.

— В последнее время многие инвалиды прогуливали, а в объяснительных записках писали, что плохо себя чувствуют, — рассказывает Любовь Ивановна. — Но при этом «больничных» листов они не приносили.

Все это, по словам Жигайловой, показали проверки, которые начались по приказу директора управления по качеству, созданного не так давно. Впервые за долгие годы было решено проверить, как работает группа качества, есть ли вообще от нее какая-то польза.

— Мы неоднократно предупреждали инвалидов, лишая их премий, — рассказывает Жигайлова. — Жалко, они все-таки долго проработали у нас. Мы всех их любили. Но есть какой-то предел. Что касается, Меркушиной, в один из последних месяцев она выполнила работу всего на 12 процентов. А объяснила это тем, что была на «больничном». Всего 3 дня! Ну а Скромная вообще выдала номер: оказалось, работу за нее выполнял муж, который впоследствии доказывал нам, что жена сильно устает и не справляется со своими обязанностями. Вы же понимаете, что наш трудовой договор с ней не состоялся.

P.S. Чем закончится конфликт между инвалидами и компанией «СМАРТС», решит суд, куда на днях собираются обратиться инвалиды.

Комментарии

К сожалению, как только правительство нашей страны отменило закон о льготах в налогообложении, массовые увольнения начались по всей нашей стране. Например, как рассказал нам социолог Сергей Дьячков, одно из крупнейших парфюмерных предприятий Свердловска в один день выкинуло на улицу около двух тысяч инвалидов. В нашем городе без работы тоже осталось несколько тысяч инвалидов.

— Как вы считаете, — спросили мы у Дьячкова, — могут ли инвалиды рассчитывать на новый закон Самарской области о квотировании рабочих мест для инвалидов, который должен вступить в силу в январе 2005 года?

— Думаю, нет. Сам закон очень красивый. Предусматривает штрафы для предприятий, которые не будут предоставлять трех процентов мест для инвалидов. Но ведь механизм изымания штрафов так и не создан. Нет и органа, который должен контролировать, соблюдают ли организации закон. Равно как нет фонда, в который должны поступать штрафы, чтобы потом на эти деньги помогать инвалидам.

***

В отличие от России в Америке давно уже действуют жесткие законы, по-настоящему защищающие инвалидов. Предприятия выделяют не три, а шесть процентов рабочих мест для этой категории граждан. Реально действуют штрафы, и бюджет реально создает для инвалидов рабочие места.

Автор: Нонна ОГАНЕСЯН

Газета «Площадь Свободы» № 144

Понедельник, 5.8.2004

"Площадь Свободы"

*