Вчера страна торжественно отпраздновала День Военно-воздушных войск. В годы Великой Отечественной войны численность военнослужащих в ВВС, по словам главкома Военно-воздушных сил Владимира Михайлова составляла до 1 млн. человек. Сейчас с военной авиацией связан каждый пятый российский военнослужащий. С 13 по 15 августа праздник военных авиаторов будет продолжаться сразу на двух подмосковных военных аэродромах – в Монино и Жуковском.

По самым скромным подсчетам организаторов, воздушные шоу посетят около 200 тысяч москвичей и гостей столицы. Зрелище будет во многом нетрадиционным и, конечно, интересным.

Впервые за всю постсоветскую историю в российском небе над аэродромом Монино появятся летающие легенды – самолеты времен Великой Отечественной войны. Американские – бомбардировщик Б-25 «Митчелл», палубный истребитель «Троян» Т-28, истребитель «Харвард Супер Сикс», немецкий бомбардировщик «Юнкерс-87», российские – истребитель Як-11 и знаменитый ночной бомбардировщик, он же «кукурузник», он же «небесный тихоход» – По-2, а также другие типы фронтовых самолетов. Всего, как заявил «НГ» руководитель авиашоу «Летающие легенды» Владимир Бер, планируются полеты 18 самолетов-раритетов. В основном они имеют «заграничную прописку» и воссозданы руками умельцев из Австрии, Чехии, Бельгии, Швейцарии и Украины. Сделав старт с различных европейских аэродромов, с многочисленными промежуточными посадками они пролетели более 1000 километров и уверенно приземлились 11 августа под Москвой.

«Летающие легенды» на авиашоу будут в основном представлены американскими самолетами. Моделей, произведенных в свое время в стране – победителе СССР (России), – 5 единиц, Германии – один самолет. Многие российские раритеты воссозданы за границей. Скажем, Як-11 выпуска 1956 года (на вооружение ВВС СССР он поступил в 1945 году) восстанавливали на одном из авиационных заводов в Праге. Як-3 – из Литвы, «Юнкерс-87» – с Украины. Как с сожалением констатирует Владимир Бер, в России не уделяется должного внимания воссозданию действующей авиатехники времен войны. Если, что и осталось в запасниках, – то это «железо» на «самолетных кладбищах», музеях и т.п. В Европе подобные авиашоу собирают от 60 до 80 различных действующих раритетов и миллионы зрителей, интересующихся историей. В нашей стране, хотя и приближается знаменательная дата – 60-летие Великой Победы советского народа в войне с фашизмом, интерес народа к военной истории находится, как говорится, в полусонном состоянии.

Силами целого инженерного батальона ВВС в Монино воссоздан действующий полевой аэродром со всеми его необходимыми элементами – самолетами из музейной экспозиции, командным пунктом, медсанбатом, позициями и средствами ПВО. Среди спрятанных под маскировочными сетями экспонатами фронтовых самолетов – истребитель Ла-5, на котором летал прославленный летчик трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, бомбардировщики Ту-2 и Пе-2, легендарный истребитель И-15 бис. Всего более 80 экспонатов. Правда, в коллекции представлены далеко не все самолеты, которые выпускались в СССР в годы войны.

Как с сожалением сообщил «НГ» главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, в прошлые годы в России некоторые модели советских самолетов периода Великой Отечественной войны были утрачены. По его мнению, «это связано с тем, что у нас в стране было неправильное отношение, и такие самолеты не уберегли, а это – наша история и история ВВС России», – подчеркнул главнокомандующий ВВС. Он заверил, что ситуация будет исправляться. На это будут потрачены ресурсы ВВС, спонсорские деньги и самолеты-раритеты тоже взлетят в нашем небе.

«Для того чтобы восстановить самолет времен Великой Отечественной, необходимо от 3 до 6 лет и ресурсы в размере от 1 до 10 миллионов рублей. А где их взять?» – задает вполне резонный вопрос начальник научно-экспозиционного музея ЦМ ВВС Владимир Велигоненко. По его словам, легче построить самолет заново, но он тогда не будет уже раритетом. Подобные модели называются репликами и пользуются большой популярностью за рубежом. Этим в России тоже начинают заниматься. Он сказал, что на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова восстановлены американские самолеты «Инкобра», «Митчелл», «Бостон». Правда, все они проданы за границу. На Западе к летающим ветеранам, с одной стороны, относятся как к памятникам культуры, с другой – как к историческим реликвиям. Свою поддержку оказывает государство. В королевских ВВС Великобритании содержится целая действующая смешанная эскадрилья времен Второй мировой войны.

Командование российских ВВС, как может, поддерживает раритетную авиацию. Силами военнослужащих и спонсоров (они оплатили 40% всех затрат на авиашоу) покрасили экспонаты музея в Монино. Отрыты окопы, восстановлена взлетно-посадочная полоса фронтового аэродрома. Каждому прибывшему на раритетном самолете летчику будет заплачено от 5 до 7 тыс. евро. Если умножить на 18, получается немало.

Как считает главком Михайлов, в России есть специалисты, найдутся и спонсоры, чтобы на следующих подобных авиашоу было все больше раритетов с российскими регистрационными номерами.

Владимир Мухин

Независимая Газета

# 170 (3283) 13 августа 2004 г.

Независимая Газета

*