Воронеж – столица российской спецсвязи ("РК")
Завершено оформление последних документальных формальностей: отныне воронежский НИИ связи – главная звезда в концерне оборонного назначения под названием “Созвездие”. Не формально так и было: воронежский институт с лирическим названием “Заря” и в советское время был головным в области специальных систем управления и связи для армии и всех наших секретных и сверхсекретных служб.
Таинственные “черные чемоданчики”, которые находятся рядом с главой государства даже в местах, куда и короли пешком ходили, возможно, шили из дорогущей кожи и, может быть, не у нас, а за границей, где и дубленки научились делать. Но начинку их с “ядерной” кнопкой создали и уместили в элегантных кейсах именно в “Заре”. Когда Джеймс Бонд хвастается часами, которые своей киношной ударной силой приближаются к мощи авианосца, сотрудники НИИ, глядя на экран улыбаются – у них есть предметы и похитрее.
Иногда изобретения ученых института с именем предвестника восхода солнца доходят и до широкого народного потребления. Победно шагающая по наиболее сообразительным странам вроде Японии, Южной Кореи и США система мобильной связи третьего тысячелетия, так называемая “кодовая”, изобретена в Воронеже на много лет раньше, чем там. И не вина изобретателей, что управляющие “гражданской” связью купились во всех смыслах, на устаревшую еще в прошлом веке, “джиэсэмовскую” систему. “Сообразительные” государства старье уже демонтировали и заменили, а мы расширяем и углубляем распространение этой, полностью импортной, электронной “телеги”. Кодовая система связи у нас внедряется полулегально под строгим надзором джиэсэмовских “наркобаронов”.
Концерн “Созвездие” объединил ведущие предприятия связи России, которые в единой технологической цепочке будут решать проблемы от изобретения до выпуска готовой продукции. По словам гендиректора воронежского НИИ связи, а теперь уже и руководителя концерна академика Василия Борисова в него вольется еще десяток профильных заводов и КБ.
Создание столь мощного научно-производственного общероссийского объединения с центром не в Москве, а в провинции – первый подобный прецедент в России. Не исключено, что именно этому концерну предстоит поломать сложившуюся за
десятилетия дурную традицию, когда лучшие суперсовременные достижения отечественных ученых уходили только на военные нужды, а народ со слезами умиления на глазах пользовался примитивным и уже отжившим свое в цивилизованном мире иностранным ширпотребом.
Разумеется, выиграют от рыночной самостоятельности в идеях и производстве конкурентного товара и оборонные ведомства. К примеру, уже не должны повторятся случаи, подобные тому, когда погиб взрывотехник ФСБ, обезвреживая в Москве бомбу с радиоуправляемым взрывателем. В НИИ уже были созданы тогда действующие образцы, локально подавляющие радиосигналы. Но научный центр был не в состоянии обеспечить ими подразделения антитеррора.
Валерий Миролевич
«Русский курьер»
№ 349 2004-08-13
*