АВТОВАЗ реформирует свой медиа-холдинг
Медиа-холдинг АВТОВАЗа был образован в 1998 году. Тогда к телевидению Волжского автомобильного завода были присоединены заводское радио и газета «Волжский автостроитель». Позже, в 2001 году, медиа-холдинг стал владельцем лицензии на право вещания на частоте FM 107,9. На ней транслировалось московское радио «Эхо Москвы», а параллельно началось вещание новой вазовской станции «Новый век». Она стала работать в том же формате, что и «Эхо Москвы», — информационно-аналитическом. Во время пересменки на Волжском автомобильном заводе рабочие имеют возможность слушать новости, подготовленные журналистами «Нового века».
ТВ ВАЗа – это единая гибридная волоконно-коаксиальная кабельная сеть мощностью 120 тыс. абонентов, строившаяся 10 лет. Она охватывает практически весь Автозаводский район, в котором живут 450 тыс. человек. Вазовское телевидение сегодня по степени технического оснащения является одним из самых современных в Самарской области. Инна Лауэр не скрывает, что большую часть заработанных кампанией денег уходит именно на покупку нового оборудования.
Еще не так давно в сетке вещания вазовского телевидения количество собственных программ было настолько велико, что телеканал закрывал ими основное время. По словам гендиректора холдинга Инны Лауэр, кампания даже имела возможность покупать лицензионные фильмы, однако после того как ТВ ВАЗа стало бизнес-единицей, от таких расходов пришлось отказаться. Тогда базовым каналом ВАЗ-ТВ стал далеко не самый рейтинговый ТВ-3. Тем не менее, по информации «P.S.», Инна Лауэр все же планирует в ближайшее время увеличить количество эфирного времени собственного вещания.
Что касается газеты «Волжский автостроитель», то она, в отличие от других вазовских СМИ, скорее осталась заводской многотиражкой. Хотя тираж газеты довольно велик для Тольятти – порядка 20 тыс. экземпляров. Большая его часть распространяется на заводе, и развиваться на рынке СМИ газета, по большому счету, не пытается.
Хотя все вазовские СМИ уже несколько лет управлялись совместно, формально в медиа-холдинг, который назвали «21 век», они были оформлены в 2003 году. По неофициальной информации, в планах руководства АВТОВАЗа – вынесение активов медиа-холдинга в отдельную бизнес-единицу, акционирование и, возможно, его развитие как рыночной структуры.
Как стало известно «P.S.», сейчас этот процесс начался, хотя и не в таких масштабах.
Сейчас медиа-холдинг формально подчиняется дирекции по связям с общественностью АО «АВТОВАЗ», который возглавляет Петр Нахманович. Но это скорее формальность, поскольку бюджет медиа-холдинга существует отдельно от дирекции по связям с общественностью, и управляет им «21 век» самостоятельно.
По словам Лауэр, теперь медиа-холдинг будет подчиняться вице-президенту АВТОВАЗа по развитию Михаилу Москалеву, который, в свою очередь, курирует финансовую дирекцию ВАЗа. По словам самой г-жи Лауэр, изменения подчиненности медиа-холдинга не имеют принципиального значения. «Мы просто переходим в подчинение непосредственно департаменту, который управляет нашим бюджетом», — объяснила она. По словам Лауэр, никаких организационных изменений в самом холдинге это не повлечет. «Мы и так были бизнес-единицей завода и продолжим ею быть, это изменения в рамках реорганизации, которая проходит на заводе в целом. Мы работаем по смете, в которой есть и доходная, и расходная части, сами зарабатываем деньги», — сказала она.
Надо отметить, что руководитель вазовского медиа-холдинга Инна Лауэр всегда имела серьезные позиции на Волжском автомобильном заводе. Она давно вхожа в кабинеты вазовских генералов, по большей части благодаря хорошим отношениям с председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимиром Каданниковым.
Изменение ее подчиненности от дирекции по связям с общественностью к финансовой дирекции должно повысить ее статус и придать ей самостоятельности. Как отметил источник «P.S.» на АВТОВАЗе, «с Москалевым и финансистами в целом ей гораздо проще строить отношения, чем с Нахмановичем».
По мнению редактора интернет-издания «Волга.ру» Федора Быстрова, вазовским СМИ давно пора было отделиться от Волжского автомобильного завода. «Думаю, что дальнейшее будущее у них сложится очень хорошо и им удастся стать прибыльным медиа-холдингом. Они уже набрали неплохие обороты, и дальнейшие планы им будет реализовать легко», — сказал г-н Быстров.
Как бы то ни было, но выход медиа-холдинга «21 век» на рынок СМИ без поддержки Волжского автозавода в первую очередь заставит г-жу Лауэр менять редакционную политику ТВ ВАЗа. На сегодняшний день основной объем информации в новостях приходится на освещение проблем автогиганта. Та же самая проблема у газеты. Теперь холдингу придется зарабатывать деньги на рекламе. Возможно, в эфире ТВ появятся новые коммерческие проекты, а сам канал будет принимать активное участие в освещении не только проблем ВАЗа, но и всего города. Поскольку, по информации «P.S.», Волжский автомобильный завод, как правило, не платил деньги телевидению за пиар-поддержку. А если и делал это, то суммы были ничтожно маленькими. Теперь структурам г-жи Лауэр, чтобы выжить, придется заключать договора на информационное обслуживание со всеми компаниями. И вряд ли позиция Петра Нахмановича в этих вопросах будет иметь какое-то значение.
Кроме того, по информации «P.S.», медиа-холдинг все-таки готовится несколько изменить внутреннюю политику. Сейчас продажами в холдинге занимается небольшой по численности рекламный отдел, работающий одновременно на все три структуры холдинга – радио, газету и телевидение. По мнению источника «P.S.» в медиа-холдинге, эта структура себя изживает, поскольку трудно продавать совершенно разные медийные продукты в рамках одного подразделения. «И это понимает и сама Лауэр», — заключил он.
Особое значение изменения в медиа-холдинге приобретают с учетом блиажйших выборов — губернаторских, а в конце 2005 года – в губернскую думу. Волжский автомобильный завод всегда помогал своим кандидатам. Будь то выборы в Государственную думу или местного уровня. Медиа-поддержка такого крупного холдинга может пригодиться уже сейчас, на выборах губернатора. Позже — на выборах депутатов Самарской губернской думы. И если раньше г-же Лауэр приходилось выполнять поручения вазовских генералов, от которых, по сути, зависело, будет ли сегодня этот человек выступать в эфире или нет, теперь, следуя законам свободного рынка, она имеет все основания отказать людям из вазовской высотки. Кроме того, другие кандидаты, возможно, смогут более активно использовать вазовские медиа-ресурсы, реально охватывающие большую часть населения Тольятти. Особенно это касается телевидения.
Учитывая техническую оснащенность и финансовые ресурсы, которые есть у медиа-холдинга, можно предположить, что в любом случае изменения не скажутся отрицательно на его позициях. Однако ряд экспертов «P.S.» считают, что, возможно, телевидению ВАЗа придется отказаться от ряда своих проектов. У Инны Лауэр всегда была масса некоммерческих культурных проектов и планов, которые не приносили прибыли. Тем не менее руководитель телеканала делала все для того, чтобы эти программы, рассчитанные на небольшую аудиторию, выходили в эфир. Теперь, по всей видимости, ей придется отказаться и от этого.
Юлия Торгашева, Виталий Папилкин
«Постскриптум»
12 августа 2004 г. 11:06
*