Открывая на Казанской ярмарке вторую международную специализированную выставку «Авиакосмические технологии и оборудование», первый вице-премьер Равиль Муратов сказал, что «мы — один из ведущих городов в авиации». А перерезав красную ленточку, то ли забыл, то ли не решился назвать выставку международной.

Казанский авиасалон действительно даже с большой натяжкой трудно назвать международным: ни один иностранный гость не счел за честь посетить его. Поэтому все переговоры велись исключительно на русском языке. И научно-практическая конференция ученых-авиаторов обошлась без переводчиков. Как выяснилось, организатор выставки — правительство РТ, — конечно, приглашал зарубежные авиакомпании, но они не приехали в Казань.

Самыми почетными гостями вчера были гендиректора: ФГНЦ «ЦАГИ» имени Н. Жуковского — Владимир Дмитриев, ОАО «Российский авиаприборостроительный альянс» — Анатолий Закаревич, ФГНЦ «ЦИАМ» — Владимир Скибин и вице-президент ОАО «Туполев» Александр Затучный. Под забытую уже советскую песню «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» они первыми вошли в павильон, где прямо у входа демонстрировались модели «тушек» и «вертушек» казанских авиапредприятий, а на планшетах — двигатели КМПО. Два года назад на этом же месте на первой выставке, тоже, кстати, международной, можно было увидеть эти же самые самолеты и вертолеты: «Ту-214», «Ту-324», «Ансат», «Актай». Однако московские гости долго стояли у экспонатов, их интересовали перспективы производства казанских машин.

В этот раз на выставке было больше новинок авиапредприятий и конструкторских бюро из других российских городов -Москвы, Санкт-Петербурга, Сарапула, Самары, Перми, Саратова. Так, питерское ОАО «НПО «Прибор» представило бортовое устройство для сбора и накопления информации, необходимой при расследовании летных происшествий, — БУР-СЛ-1, а ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» — новые фары для освещения рулежных дорожек. Однако, как и на первой выставке, павильон в основном был забит казанскими экспонатами.

Гендиректор ЦАГИ имени Н. Жуковского Владимир Дмитриев сообщил журналистам, что, возможно, в этом году в России будет создана авиастроительная корпорация, в которую войдут КАПО и другие предприятия, занимающиеся производством гражданской авиатехники. Правда, советник премьер-министра РТ Назир Киреев заявил, что «у нас есть встречные вопросы к созданию этой корпорации».

— Неизвестно, какие нужны производственные и научные силы. Бизнес-проекта корпорации нет, задачи и цели не сформулированы. Начинать надо с другого конца, — добавил он.

Но с какого бы конца ни начинали в федеральном центре, республика не стремилась и не стремится объединять самодостаточные казанские предприятия с отстающими производителями. Ведь после объединения холдингами и корпорациями будет рулить не татарстанское, а российское правительство.

Валентина ПАХОМОВА

11.08.2004

Вечерняя Казань

*