Автоинспекция требует настоящих штрафов ("Известия")
Сотрудники ГИБДД в панике. Все больше водителей-нарушителей вместо привычного российского слогана «шеф, договоримся на месте» произносят сегодня вполне европейскую фразу: «пожалуйста, выпишите мне счет, я оплачу его в банке».
Казалось бы, начатые недавно реформы в сфере взимания штрафов дают свои плоды — люди постепенно отучаются давать взятки. Но русский менталитет так просто не сдается: взяв выписанную сотрудником ГИБДД штрафную квитанцию, большинство автовладельцев вовсе не спешат в банк. Причем привлечь нарушителя к ответственности за неуплату практически невозможно. Таким образом получается, что штраф можно не платить вообще. По данным ГИБДД Москвы, на сегодняшний день в столице оплачивается только 20% от общей суммы наложенных штрафов, и количество желающих оплатить их только уменьшается. Похожие цифры и в целом по стране. Сами гаишники винят в этом дополнения к новому Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые настолько усложнили штрафную процедуру, что проще вообще от нее отказаться. Сегодня руководители ГИБДД требуют вернуть им функции приема штрафов у водителя на месте и ужесточить систему наказаний. Иначе они за порядок на дорогах не отвечают.
«Водители над нашими инспекторами просто издеваются»
Реформы в сфере взимания штрафов на дорогах начались еще в июле 2002 года, когда в новом КоАПе инспекторам ГИБДД было запрещено отнимать у нарушителей права. Напомним, что исключение составили лишь несколько позиций: управление автомобилем в подпитии, превышение скорости более чем на 60 км/ч, нарушение правил переезда через железнодорожные пути, выезд на встречную полосу и оставление места ДТП, — в этих случаях права можно изъять. В остальных — сотрудник ГИБДД обязан выписать квитанцию и предупредить водителя, что тот должен оплатить штраф в течение 30 дней. Так — в законе. На практике — большая часть штрафных квитанций остается неоплаченными.
— Раньше водителю возвращали права только в обмен на квитанцию об оплате штрафа, и исполняемость была 98%, — говорит «Известиям» начальник отдела по контролю за административной практикой и дознанием ГИБДД Москвы Анатолий Папин. — Два года назад решили, что эта мера непопулярна, ведет к повсеместному взяточничеству, и инспекторам запретили брать штрафы на месте. Замечательно. Но в итоге сегодня штрафы никто не платит, а над нашими сотрудниками просто издеваются. Водители возят с собой целые пачки неоплаченных квитанций и показывают их инспектору: давай, мол, еще одну, я ее сверху положу.
По мнению ГИБДД, главной причиной водительского саботажа является недействующая система взимания штрафов с неплательщиков. Сегодня нарушитель получает от инспектора протокол нарушения, а если не оспаривает свою вину, то еще и квитанцию. По новому закону он должен оплатить ее в сберкассе в течение 30 дней. Если этого не происходит, ГИБДД сообщает о неплательщике в службу судебных приставов, которые и должны «выбить» из водителя положенную сумму. Если же водитель не согласен с предъявленными ему обвинениями, то инспектор составляет протокол и передает его в суд. Виновен водитель или нет, решат уже там, но получать с него деньги все равно должны судебные приставы.
— В теории это звучит хорошо, но на практике просто невыполнимо, — объясняет «Известиям» Анатолий Папин. — Судебные приставы не спешат заниматься нашими запросами. Штрафы в 50 или 100 рублей их не интересуют, и, как правило, наши запросы возвращаются обратно с формальными придирками: судебные приставы просят указывать в запросах такие данные водителя, которых мы просто не можем знать, к примеру, место работы нарушителя, сколько у него детей или официальную заработную плату. Дескать, без этих сведений судебные приставы поисками неплательщиков не занимаются.
«Вроде бы штраф уже оплачен, а подтверждения этому нет»
Впрочем, после принятия нового закона проблемы начались не только у сотрудников ГИБДД, но и у честных водителей — тех, кто оплачивает штрафы. Раньше водитель оплачивал квитанцию в сберкассе и возвращал ее инспектору в обмен на права. Всё. Теперь же в этой процедуре, кроме водителя, задействованы уже две государственные структуры. Инспектор ГИБДД, выписав нарушителю квитанцию, заносит информацию о нарушении в общефедеральную компьютерную базу, где она будет находиться до погашения штрафа. Водитель оплачивает необходимую сумму в сберкассе и едет в отдел ГИБДД по месту нарушения предъявить квиток об оплате. Копию квитанции банк отправляет в региональный департамент финансов, который по новому законодательству и ведет учет оплаченных штрафов. Квитанцию об оплате в ГИБДД регистрируют, но из компьютерной базы нарушителя не убирают до тех пор, пока подтверждение об оплате не придет из департамента финансов.
— Получается, что левая нога не знает, что делает правая, — объясняет «Известиям» Анатолий Папин. — Вроде бы штраф уже оплачен, а подтверждения этому нет. Многие нарушители, не оплатившие штраф, этим пользуются и, когда их ловят на посту, говорят, что квитанцию оплатили, она находится у них дома. Проверить это нельзя, поэтому приходится верить на слово.
Поняв за два года, что с новым демократичным КоАПом добиться от российских нарушителей оплаты штрафов практически невозможно, чиновники выпустили поправку к действующему законодательству, решив ужесточить наказание для неплательщиков. Так, с 1 января 2004 года любое неоплаченное нарушение грозит водителям либо удвоением суммы штрафа, либо административным арестом сроком до 15 суток. Правда, процедура взимания штрафа при этом вновь усложнилась. Теперь водитель, не оплативший штраф в положенный 30-дневный срок, должен быть доставлен в суд в течение суток после его обнаружения. Но доставить его туда по новому законодательству может только тот орган власти, который наложил на него этот штраф.
— Ситуация получается просто идиотской, — возмущается Анатолий Папин. — Скажем, нарушил человек правила во Владивостоке и не оплатил штраф. Сведения об этом поступили в общефедеральную базу данных, и поймали его спустя месяц в Москве. По закону решение о его наказании должен принять региональный суд. А доставить его туда должен тот отдел ГИБДД, который наложил на него штраф. То есть московский сотрудник инспекции в течение суток должен отвезти неплательщика во Владивосток, передать в руки сотрудников местного ГИБДД, а те уже доставить героя в суд. Естественно, что сделать это невозможно. Правда, законодатели, поняв весь комизм ситуации, решили доработать закон. И пока решено отправлять должников в суд только по делам, открытым в этом же округе. Но такие попадаются крайне редко.
Кроме того, по словам Папина, любой водитель, оштрафованный в другом городе, может не согласиться с обвинениями инспектора и потребовать переслать все документы по месту его постоянного жительства. В этом случае нарушитель практически на 100% избавляется от необходимости платить штраф. Дело в том, что по закону привлечь человека к административной ответственности суд может только в течение 60 дней с момента нарушения. Если этого не происходит, то дело в отношении нарушителя закрывается за истечением срока давности.
— Чаще всего за 60 дней документы просто физически не успевают дойти от одной инстанции до другой, — объясняет «Известиям» начальник отдела. — Только на оформление всех документов с таким потоком бумаг, как у нас, может уйти несколько недель. А сколько бумаги будут идти по почте, вообще предсказать невозможно.
«Необходимо вернуть нам право штрафовать на дорогах»
По новому закону существует ряд нарушений, за которые у водителя все-таки могут отобрать права. Казалось бы, уж в этой ситуации оплаты штрафа и судебного разбирательства не избежать. Но нет. Меру пресечения водителю выбирает суд. Поэтому до момента судебного процесса человеку выдается временное разрешение на управление транспортным средством. Раньше оно выдавалось на определенный срок. Теперь лимита его действия не существует. Лишившись прав за грубое нарушение правил дорожного движения, водитель получает «временку» и не является на суд. Судья заочно признает его виновным и лишает прав, скажем, на один год. Весь этот год автомобилист спокойно может ездить по временному разрешению при условии, что он не будет нарушать правила. Через год он сдает временное разрешение в ГАИ и получает обратно права.
— У нас даже повторный экзамен отменен, — возмущается Папин. — Естественно, если человека в течение года не поймали за нарушение, то мы не имеем никаких оснований не выдать ему обратно права.
Выход из сложившейся ситуации руководители ГИБДД видят только один — вернуть себе право штрафовать нарушителей прямо на дороге.
— На самом деле для того, чтобы заставить автомобилистов оплачивать штрафы, нужно провести целый комплекс мероприятий, — считает Анатолий Папин. — Необходимо создать единую компьютерную базу, которой будет оснащен каждый пост ДПС; разработать более упрощенный вариант квитанции об оплате и вернуть нам право штрафовать на дорогах.
Конечно, по уму можно решить проблему и по-другому: например, наладить бесперебойную работу мировых судов, где решения по таким пустячным вопросам, как штрафы за нарушения ПДД, могут выноситься за 10-15 минут. Наладить работу почты или, что еще проще, ввести электронный документооборот. То есть двигаться по цивилизованному пути. Правда, в нашей стране это может оказаться еще более трудным, чем отучить нас от привычки все решать в обход закона или путем репрессий.
За рубежом за неуплату штрафа можно сесть в тюрьму
В большинстве европейских стран каждый полицейский имеет в машине бортовой компьютер, подключенный к базе данных всех транспортных средств по стране. Если после проверки окажется, что остановленное средство имеет задолженности по выплате штрафов, то полицейский имеет право отобрать водительское удостоверение, а машину отогнать на специальную стоянку.
В Англии, к примеру, закон стимулирует водителя оплатить штраф как можно быстрее. Если нарушитель принес квитанцию в банк раньше установленного срока, то сумма штрафа значительно уменьшается. Если же он задержал выплату, то штраф увеличивается минимум в два раза.
В Америке на обратной стороне квитанции за нарушение правил дорожного движения имеется фотография автомобиля и его регистрационного номера. Прежде чем выдать водителю квитанцию, полицейский отправляет сообщение в банк и только потом отдает квиток водителю. Все спорные вопросы решаются только в суде, а злостные неплательщики рискуют не только лишиться машины и прав, но и сесть в тюрьму.
Наиболее демократичный вариант оплаты штрафов придумали в арабском мире. В большинстве арабских стран за нарушение ПДД водителя практически не останавливают. Все нарушения фиксируются компьютером, а в конце года водителю автомобиля выставляется общий счет за все нарушения. Если штраф не будет оплачен, то машина просто не пройдет следующий технический осмотр.
При этом штрафы за рубежом немаленькие. Например, в Великобритании находившийся в пьяном состоянии за рулем водитель должен заплатить штраф в размере 3 тысяч фунтов стерлингов либо же он лишится прав минимум на год. В Дании за такие нарушения штраф составляет 450 евро либо до 4% годового дохода нарушителя. За превышение скорости в Великобритании штраф составляет 40 фунтов, в ФРГ — от 50 до 150 евро. А за нарушение правил парковки в Великобритании взимается штраф в размере от 20 до 1 тыс. фунтов. В Японии это же нарушение карается штрафом в 100 тысяч иен или лишением прав на срок до шести месяцев.
Анатолий ГУСЕВ
Известия.Ru
12:13 10.08.04
*