Интервью с художником Борисом Гусевым

В Самарском историко-краеведческом музее им. П. Алабина открылась выставка художника и графика Бориса Гусева.

Имя Бориса Гусева известно далеко за пределами России. Выставки, вернисажи, презентации, публикации, статьи. Вот, к примеру, «свидетельство» заведующей отделом современного искусства Третьяковской галереи Марии Валяевой. «Живопись и графика Бориса Гусева является плодом неустанной непрерывной работы, бессонного подсознательного. Перед его внутренним взором разворачивается беспредельный мир образов, в котором яркие детские впечатления наслаиваются на драматические переживания зрелой личности. То затеняя, то опережая друг друга, они образуют причудливое фантастическое театральное действо, с блестящим мастерством преображенное в изысканную живопись, красочным узором ложащуюся на плоскость холста. Художник выстраивает в своем искусстве сложнейшую пластическую программу, созданную по строгим законам стиля, усвоенным не только посредством эрудиции и визуального опыта, но также заложенным в самые глубины творческой одаренности и постигаемым интуитивно. Реминисценции средневековой живописи и миниатюры преломляются в сознании сквозь призму утонченной стильности «ар нуво», обогащаясь открытиями сюрреализма, приобретшими в процессе переосмысления неожиданное благородство. Сегодня крайне редко приходится встречать художника, в чьем творчестве переплетается множество разновременных импульсов, но нет поверхностной эклектики, чье воображение чревато нагромождением символико-ассоциативных образов и мотивов, но чей пластический язык и колорит приводит все в состояние полифонической гармони. Борис Гусев сложился как активнейшая творческая личность с уникальным видением мира и смелостью его преобразования в искусстве. Для окончательного его формирования была необходима лишь незаурядная энергия, стимулирующая целеустремленность и волю. Она дана художнику вместе с природным даром».

Борис, как Вы сами определяете стиль, в котором творите? Можно ли Вас назвать апологетом той или иной школы, направления?

Нет. Возьмем, к примеру, Марка Шагала. Его называют то экспрессионистом, то к сюрреалистом, то абстракционистом. Шагал не то, не другое, не третье. Просто у него как у великого художника есть всего понемногу. Но при этом он остается Марком Шагалом. Со своим видением мира, со своей космологией, космогонией.

Ваше видение мира. Что оно в себе «имеет»?

Огромное количество серьезных людей, великих умов, начиная от Энштейна и заканчивая Толстым и Достоевским, считают, что существующий мир – это продукт творения, революции. А если есть продукт, значит, есть и творец, которого разные люди по-разному представляют и называют. Я придерживаюсь той же точки зрения.

Что такое человек? В свое время я задавался этим вопросом. Я спрашивал себя, кто такой я? И тогда мне приснился такой сон. Внизу стоит человек в доспехах рыцаря с закрытыми глазами, у него поднята левая рука, и из нее «выходят» картинки. Это внизу. А вверху находится похожий на него человек, но совершенно противоположный по сути – сияющий, добрый, милый, ласковый, но совершает он те же действия. Тот и другой – я, а там, где встречаются картинки, там наша жизнь. То есть другими словами, мы – это встреча двух картинок, двух миров. Но они, прежде чем встретиться, должны друг с другом как-то совпасть или не совпасть. Потом есть картинки, которые проходят мимо – это наши нереализованные возможности, способности, которые мы не выбираем. Я считаю, что мне дан дар видеть эти картинки, фиксировать моменты их притягивания или отталкивания. Вот вкратце то, что я изображаю. Но любой художник, будь он реалист или абстракционист, всегда изображает только свою собственную душу. Чтобы он ни говорил, все равно он изображает свою душу. Серьезный художник, который не гонится за куском хлеба и не ставит перед собой задач добиться огромной популярности и славы, выражает себя. И только себя.

И еще. Вы наверное слышали о Максе Планке. Он открыл элементарный квант действия, новую естественную константу, значение которой для физической картины мира можно сравнить только со значением константы скорости света. В исследовании атома постоянная Планка играет основополагающую роль. Открытие элементарного кванта действия положило начало новой эпохе в физической науке. Оно показало, что тезис о бесконечной непрерывности всех природных процессов был заблуждением. Выяснилось, что в природе бывают изменения, которые происходят не плавно, а скачками, «взрывообразно», как сказал Планк. Представление о равномерном обмене энергией не могло больше считаться верным. Если же объяснить проще, то лауреат Нобелевской премии Макс Планк пришел к выводу, что вся вселенная постоянно расширяется. Если бы она была на одну миллиардную в миллионной степени секунды больше, то распалась бы. А если меньше, то не разворачивалась, а сворачивалась до той точки, с которой начала развиваться. Это было 14,5 миллиардов лет назад. И это научно доказано.

Есть ли у вас излюбленные темы, мотивы, сюжеты. Откуда вы их черпаете? Опираетесь ли на традицию – культурологическую, философскую, литературную?

Мне совсем не хочется сравнивать себя с Пушкиным или Моцартом. Поверьте. Но, Пушкину было 16 лет, когда он стал писать гениальные стихи. Что он читал, откуда черпал? «Я готов променять бессмертие своих стихов, на бессмертие души». Гениально.

Но что-то же движет гениями…

Мне кажется, что гениями, как и людьми ординарными двигает воля, которой либо есть либо нет. Амбиции решают много. У меня были разные периоды. Я учился, работал. Но когда мне исполнилось 25 лет, я понял, что ничего из себя не представляю, понял, что не состоялся. Единственное, что на тот момент я твердо желал – это заниматься искусством. Причем, где-то лет в 17 лет я совершенно серьезно решил для себя, что я буду писателем. Исписывал тетрадку за тетрадкой. Но потом брал в руки Достоевского или Чехова и начинал смеяться над собой и своими слабыми потугами.

Затем я женился, переехал в Москву и задумался над тем, чем кормить семью. Решил рисовать простенькие картинки и продолжать свою писанину. Но вопрос: что же дальше? не переставал быть актуальным. Тогда я стал молить всем сердцем Господа указать мне путь. Он указал. Так я обрел свой стиль, свою манеру письма. Так каков же он?

Вот, например, одна из наиболее известных моих картин «Шекспир на русской сцене», над которой я работал полгода. Каждая деталь обведена черным контуром, для чего используется тончайшая кисточка.

«Шекспир на русской сцене»…?

Для того, чтобы вы поняли, каким я вижу Шекспира в русской сценической интерпретации, приведу пример. Говорят, в Мексике есть такой туристический тур: сутки постишься, потом сидишь у костра, вдыхая запах специальной травы. Затем тебе предлагают грибы, завернутые в листья, и отправляют в путешествие по разным мирам под «присмотром» эдакой бабушки-проводницы. Вот я и занимаюсь теми самыми мирами…

А этот мир Вас не интересует?

Этот я более менее знаю. Он уже явлен, и его вы можете увидеть сами. Но вернемся к Шекспиру. Ведь я не выбираю сюжеты, они меня выбирают и через меня в этот мир приходят. В моей жизни был момент, когда я работал в театре-опере «Аб ово» вторым художником. Актеров не хватало, и меня решили задействовать в спектакле. И вот, когда я вышел на сцену, меня сковал невероятный ужас. Я понял, что действительно быть актером, человеком, который «проживает» чужую жизнь как свою, невыносимо.

Ваши полотна философичны. Вы не устаете от постоянной рефлексии?

Разве можно устать от себя? Это во-первых. А во-вторых, у меня есть картины, основанные на чистой экспрессии, эмоции, где нет философии, нет размышлений. К тому же признан я как автор графики. Я начинал с нее.

Графика – особый вид искусства, но в нем действуют те же механизмы, как в живописи, чеканке и т.д. И все же графические работы завораживают…

«Кто еще спросит, кроме тебя» — одна из работ, выполненных в этой технике. Очертания, которые мы видим друг у друга, представляются мне блистающим светом. Этот свет, который и есть мы, передать чрезвычайно сложно, но нужно. По крайней мере, для меня. Ведь это попытка определить суть чего-то – не человека, не времени, а душевных состояний, эмоций.

Вы, надо полагать, много читаете?

Да, много читаю. В основном, конечно, русскую литературу, как современную, так и 19 века, и 20. А также из разных областей знаний. Самое последнее, что вызвало у меня интерес, была алхимия. Мне нравятся спорные вещи, которые рушат наше представление о научной картине мира.

Я читала отзыв Эдуарда Лимонова о вашем творчестве. Как вы оцениваете его творчество, его частную и общественную жизнь?

«…Обрел сознание, иди рубись на баррикадах жизни». Эти слова (принадлежат они, кстати, Лимонову) как нельзя лучше ему самому и подходят. Чаще всего люди ждут, что кто-то сделает за них, думая, что у них у самих нет возможности и сил на это. Возможность есть всегда. В Лимонове мне нравится его энергия, индивидуальность.

А как вы относитесь к людям творчества, которые занимаются политикой? Да я ко всем хорошо отношусь. Единственное, что мне не нравится, это когда художник, писатель или актер считает, что только его путь верный и правильный. Серьезно к этому человеку относиться я не могу, но к его творчеству всегда внимателен. Я отделяю творца от его гражданской позиции. Поскольку я сам из Риги, и на моих глазах проходила национальная революция, те идеи, которые сейчас эксплуатирует Жириновский, блок «Родина» и многие другие политические партии, принадлежат Лимонову. В конце 90 гг. Эдуард был министром теневого кабинета по делам расследования у Жириновского.

Вы верите в судьбу?

Думаю, что да. Но не как восточный человек, который полагает, что судьбу нельзя изменить. Верю, я в то, что если человеку дано быть брахманом, он не будет торговцем. Другими словами, надо знать себя, знать свое предназначение. Можно это назвать судьбой?

В основе большинства восточных религий и философий лежит представление о цикличном времени. Вы разделяете мысль, что жизнь – это хождение по кругу?

Нет. Жизнь – это постоянные новые открытия. Я, например, в свои 40 открыл красоту проросшего семечка, которое если посадить, то из него вырастит дерево. В жизни море кайфа, важно только себя найти.

А как быть тем, кто не нашел себя?

Искать.

*