Московское метро можно любить, ненавидеть, считать памятником архитектуры и восхищаться, но в первую очередь оно остается главным городским средством передвижения. Быстрым и надежным. Готовым принять всех почти в любой момент. Но, к сожалению, не резиновым.

Загружены под завязку

Уже несколько лет назад столичное метро исчерпало свою пропускную способность. Существующие станции и километры линий рассчитаны на то, чтобы ежедневно под землю спускались шесть миллионов человек. В рабочие дни эта цифра превышает девять миллионов. Несколько станций работают на пределе: «Речной вокзал», «Текстильщики», «Царицыно», «Юго-Западная», «Новогиреево». Те самые, на которых завязан подвоз пассажиров из дальних районов. Самые перегруженные линии: Сокольническая, Замоскворецкая и безусловный «лидер» Таганско-Краснопресненская. Ей не повезло вдвойне. Что от «Выхина», что от «Планерной» поезда с утра идут забитыми под завязку: на юге ветки «висят» Люберцы, Жулебино, Вешняки, Новокосино, Косино, Реутов, пригородные электрички. На севере — Митино, Тушино, Куркино, Строгино… Несколько лет назад «черный список» пополнила относительно новая станция «Петровско-Разумовская», после того как на нее завязали множество автобусных и троллейбусных маршрутов и станцию Октябрьской железной дороги. Относительно благополучной считалась Люблинская ветка, но и она в последние годы стабильно прирастает пассажирами.

В последние годы прирост несколько замедлился, но за 2003 год в общей сложности метрополитен перевез на 500 тысяч пассажиров больше, чем в 2002 году. Самые плотные потоки, естественно, в часы пик. Сейчас они «размазаны» почти по всему утру и вечеру: в различных учреждениях рабочий день начинается по-разному. Кроме того сотрудники метрополитена в последние годы отмечают резкие увеличения пассажиропотока в дни непогоды, когда автомобилисты предпочитают оставлять свои машины дома.

Было смертоубийство

Бурный рост пассажиропотока в метрополитене совпал с практически полной остановкой программы подземного строительства. Сейчас ежегодно вводится, дай Бог, по 2-2,5 километра линий, тогда как дефицит составляет более ста километров. При общей протяженности около 280.

Метро строилось по радиально-кольцевой схеме, как и в свое время улицы Москвы. Из-за незавершенности этой схемы (только одна кольцевая линия) пассажирам приходится ездить кругами при надобности попасть в соседний район. Для того чтобы снять напряженность с какой-то линии, приходится строить еще одну целую ветку. Например, только ввод Серпуховско-Тимирязевской ветки смог забрать значительную часть пассажиропотока с Калужской, на которой, по воспоминанию постоянно ею пользовавшихся москвичей, до этого было смертоубийство. Сейчас все очень ждут Строгинско-Митинскую ветку. Она должна наконец-то разгрузить северную часть Таганско-Краснопресненского направления. То же произойдет с южной, когда с другого конца появится метро в Новокосино. Разгрузится «Выхино» и «Новогиреево». Но эти станции еще в далеких-далеких планах. Пока самый перспективный проект, наиболее обсуждаемый сейчас, это легкое метро в Солнцево. Оно разгрузит станцию «Юго-Западная».

Все остальное капитальное строительство — это перспектива, в лучшем случае, на ближайшие 10-15 лет. Денег на новое метро у города практически нет. Стоимость строительства одного километра линии — от 40 до 70 миллионов долларов. На удовлетворение всей потребности в метро городу нужно найти порядка 5 миллиардов долларов.

Пока же метрополитен пытается обходиться своими силами с наименьшими финансовыми потерями. Особых резервов здесь нет, но кое-что получается. Основной способ — сокращение интервалов между поездами. Стандартный временной промежуток — две минуты. Его можно «ужать» до полутора минут. Это край, меньше не позволяет автоматика. На многострадальной Таганско-Краснопресненской линии от станции «Выхино» пытаются убрать максимальное количество маршрутов наземного транспорта. И не допустить новые.

Еще один способ — прицеплять дополнительные вагоны, там, где это возможно. В последнее время такое практикуется на Серпуховско-Тимирязевской линии, начавшей испытывать проблемы после введения Бутовской линии легкого метро. Кроме того на Таганско-Краснопресненской в этом году опробовали вагоны без крайних диванов для сидения. Народу в такой вагон влезает больше. Вполне возможно, что это только начало. В некоторых метрополитенах мира есть поезда вообще без сидячих мест.

Взять вагон с боем

Но несмотря на все эти ухищрения, с комфортом сегодня в метро можно передвигаться только в выходные. В эти дни в подземке оказываются как раз те самые «проектные» шесть миллионов пассажиров. В остальные дни, чтобы добраться до цели назначения, приходится соблюдать «правила движения».

Часто бывает так, что двери, остановившиеся перед пассажирами, открываясь, демонстрируют лишь стену плотно прижатых друг к другу спин. Кто-то из пассажиров использует грубую силу.

Сергей Соловьев, специалист по выживанию, советует другой способ. В открытую дверь вагона можно поставить сначала одну ногу — ей требуется совсем немного места. Затем чуть присесть и из этого положения встать вверх и немного вперед. При этом упражнении работают самые сильные ножные мышцы, позволяя, несмотря на сопротивление толпы, вклиниться в человеческую массу. Если нужно срочно пересечь человеческий поток — надо расслабиться и идти сквозь толпу плечом вперед.

Одна из самых больших проблем, которую особенно остро ощущают нездоровые люди — духота. Таким лучше садиться в последнюю дверь вагона. Хвостовая его часть проветривается почти идеально.

Кстати

    В субботу стало известно, что начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин назначил новых заместителей руководителя УВД на столичном метрополитене. Так вместо полковника милиции Валерия Маторина на должность заместителя начальника УВД, начальника криминальной милиции назначен полковник милиции Александр Прокопович. На пост заместителя начальника УВД по кадровой и воспитательной работе назначен подполковник милиции Николай Моисеев. Ранее эту должность занимал полковник милиции Леонтий Словиковский. На должность замначальника УВД, начальника следственного управления назначен майор юстиции Сергей Воробьев, а на пост начальника отдела уголовного розыска УВД — подполковник милиции Александр Жуков. Освобожденные от занимаемых должностей старшие офицеры переведены в другие подразделения ГУВД Москвы. Кроме этого в столице будет проведена внеочередная аттестация руководящего состава УВД на Московском метрополитене в связи с инцидентом, произошедшим 31 июля 2004 года на станции метро «Сокольники», когда сержант милиции выстрелил в гражданина Таджикистана Рустама Байбекова.

Светлана Тыренко

9 августа 2004 г.

«Российская газета»

«Российская газета»

*