Министерство природных ресурсов берет под контроль ситуацию с музеем-усадьбой «Мураново». Об этом сообщил и. о. заместителя главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. По его словам, в министерство пришло письмо от директора музея с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Заповедную землю, связанную с именами Тютчева и Баратынского, уже предлагают по 1400 долларов за сотку.

Сидя у окна, великий русский поэт Баратынский наблюдал, как на его холмах его крестьяне жали рожь. Потом племянница Баратынского вышла замуж за сына Тютчева, и за крестьянами наблюдала уже семья Тютчевых. Потом вся усадьба стала музеем. Сегодня у пруда Баратынского-Тютчева слушают «Владимирский централ», а у сотрудников музея есть основания думать, что уже завтра здесь начнут строить элитные жилые дома для солидных господ.

В Муранове крестят четырехмесячную Алису. Мама Алисы еще студенткой ездила в эти места на пленэр. Рядом с церковью похоронены сын, внук и правнук Тютчева. Праправнук заехал в гости — он тоже здесь когда-то жил.

«Меня обычно выпускали на террасу, сажали на лестницу, я сидел на лестнице и смотрел на холмы», — вспоминает праправнук поэта Иван Пигарев.

Впрочем, скоро любоваться холмами станет невозможно, уверены сотрудники музея. Его директор в Интернете наткнулся на объявление: продается участок земли в Муранове, на берегу пруда, с видом на старинную усадьбу. Через несколько дней к усадьбе подъехали люди на черных джипах и объявили директору, что мурановские холмы теперь частная собственность, здесь будут стоять красивейшие дома, а он – директор — совсем жизни не знает. «Мне было отвечено, что мы живем при капитализме, а я всего лишь смутно представляю себе, где я нахожусь, — рассказывает директор музея. — Мне было сказано, что мы живем не в европейской столице, ни в Соединенных Штатах Америки, а в России – а здесь, дескать, все дозволено».

Напрасно директор показывал документы и планы, согласно которым вся эта земля относится к природоохранной зоне. Ему ответили, что на участок уже потрачено три миллиона долларов, и никто не отступит. Более того, оказалось, что земля вокруг усадьбы продана еще не вся. По телефону, указанному в объявлении, ответили, что есть еще свободные участки – 1400 га. И с документами, по словам «продавцов», на землю все в полном порядке.

В Минприроды, объявившем войну незаконным застройкам, подробностей этой истории пока не знают, но обещали разобраться. «Поступило письмо в канцелярию министра, были даны поручения разобраться, — говорит заместитель руководителя федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования Олег Митволь. – Мы попробуем, если там есть нарушения, сделать то же самое, что мы сделали с усадьбой в Архангельском».

Юная Аня, подрабатывая на летних каникулах, рассказывает посетителям Муранова о жизни поэтов. В усадьбе сохранился стол, который Баратынский сам проектировал, свеча, которую последний раз держал в руках Тютчев. В доме — зеленая гостиная Тютчевых, она же бывшая спальня Баратынских. В комнате направо родился внук Тютчева, в комнате налево он умер. В библиотеке — десятки книг, которые собирали великие поэты. Еще Аня читает посетителям стихи Баратынского, где он восхищается местным пейзажем. Тем временем фотографии пейзажа уже появились в Интернете с подписью: «Под коттеджную застройку. Недорого».

Маргарита Симоньян

09.08.2004 20:51

Вести.Ru

*