Дан приказ ему — в свинарник. В Самарском гарнизоне офицеры сдают солдат в аренду
Солдаты Самарского гарнизона проходят срочную службу в качестве свинопасов, строителей, лепщиков пельменей, шашлычников и даже диск-жокеев. Эти сугубо мирные профессии они осваивают по приказу своих командиров.
Такие вопиющие факты выявила проверка, проведенная военной прокуратурой Самарского гарнизона. Началась она с посещения городского парка имени Гагарина — главного места гражданских развлечений. И попала в самую точку. В одном из кафе были обнаружены шашлычники в камуфляже, умело маневрирующие возле мангала. Один обеспечивал «огневую поддержку», другой непосредственно жарил мясо и разносил шампуры клиентам.
В другом заведении посетителей развлекал такой же камуфляжный диск-жокей. И хотя проверяющие многое повидали на своем прокурорском веку, такого все-таки им видеть прежде не приходилось. Оказалось, что и шашлычники, и диск-жокей направлены в парк для несения службы их собственными командирами, которые и получали заработанные подчиненными деньги.
В ООО «Картон-Пак» с февраля по октябрь прошлого года работали шестеро военнослужащих, которых направил сюда командир батареи одной из гвардейских частей Самарского гарнизона. Он же и получал заработанные солдатами деньги — по шесть тысяч рублей в месяц. А в Кинель-Черкасском районе области солдаты служили свинопасами в хозяйстве одного из частных предпринимателей. Мать одного из парней, узнав, как сын выполняет свой священный воинский долг, приехала в прокуратуру и потребовала немедленно перевести его в другую часть, подальше от отцов-командиров, сдающих солдат в аренду.
Двое бойцов из военного городка под Самарой все лето вкалывали разнорабочими на строительстве элитных коттеджей в престижном районе областного центра. Их рабочий день начинался в восемь утра и продолжался до девяти вечера с часовым перерывом на обед. Рабочая неделя продолжалась шесть дней. Старшина роты Виталий Первов, командировавший солдат на «стройку пятилетки», утверждает, что произвел со своим знакомым очень выгодный бартерный обмен солдат на стройматериалы для ремонта казармы. Теперь прокуратура определяет стоимость этих материалов для оприходования и не исключает, что старшина просто вызвал огонь на себя, покрывая старших начальников.
А первопричиной всех этих прокурорских проверок стала история, приключившаяся с Александром Козловым, который был призван в армию из подмосковного Серпухова в 2001 году и после учебки попал в минометную часть под Самарой. Но послужить в Поволжье ему пришлось недолго. В августе 2002 года командир части полковник Карипанов отправил Козлова и еще нескольких бойцов в «командировку» в городок Сасово, что под Рязанью. Там солдаты попали на дачи военных чиновников, где и служили в качестве прислуги более семи месяцев. Такая служба, без подъемов, отбоев и боевых тревог, их вполне устраивала. В мае 2003 года у Александра закончился срок службы, и он вернулся в родную часть за документами. Но оказалось, что ни в какой командировке он не числится, а по документам проходит как дезертир, не вернувшийся в часть из краткосрочного отпуска. Полковник Карипанов к тому времени уже уволился в запас, и бойца отправили на гауптвахту до окончания следствия, которое начала проводить Самарская военная прокуратура. С этого дела и потянулась ниточка, конца которой не видно и по сей день.
На телефон «горячей линии», объявленный прокуратурой, пусть и не часто, но все-таки регулярно поступают сообщения о новых способах выполнения священного гражданского долга. На днях, по словам военного прокурора Самарского гарнизона Сергея Девятова, на этот телефон поступили сообщения о том, что в Новокуйбышевске солдаты лепят пельмени в одном из тамошних кафе, а в подвале жилого дома строят еще одно заведение общепита. Сейчас идет проверка этой информации.
Многие командиры, уличенные в незаконных действиях по отношению к своим подчиненным, объясняют их финансовыми проблемами своих частей и подразделений. Дескать, не на себя деньги тратим, а на нужды тех же самых солдат. Но документов, подтверждающих такие общественно-полезные траты, при проверках почему-то не находится. Да если бы и нашлись, все равно это не оправдание нарушениям закона.
Владимир Григорьев, Самара
Опубликовано в «Российской газете» (Федеральный выпуск) 20.01.2004
*