На выставке «Амур и Психея» представлена русская графика второй половины 19 века. Приурочена экспозиция 300-летию со дня основания Петербурга и 230-летию со дня рождения Федора Толстого.

В Самарском художественном музее открылась выставка иллюстраций Федора Толстого к поэме И.Богдановича «Душенька». Федор Толстой (1783-1873) известен, прежде всего, как живописец, медальер, скульптор, рисовальщик и акварелист. Как человек высокой культуры и эрудиции, отлично разбиравшийся в истории, философии, литературе. Многие годы Толстой был бессменным вице-президентом Академии художеств, хотя в свое время закончил морской кадетский корпус. Прославился Федор Толстой медальонами, которые в большинстве своем были посвящены героическим событиям Отечественной войны 1812 года. Сейчас эти бесценные свидетельства искусства 19 века хранятся в музеях и частных коллекциях. Но медальерное искусство было не единственным увлечением графа. Толстой остался в истории искусства и как выдающийся рисовальщик. Появление его иллюстраций к поэме Богдановича «Душенька» высоко оценили современники. Так, к примеру, в одном из писем, говоря об издании своих стихов, Пушкин мечтает о том, чтобы их украсили рисунки Толстого. «Виньетку бы не худо… что если был волшебная кисть Федора Толстого… кроме Уткина, ничей резец не достоин его карандаша». Другим свидетельством можно считать шутливый экспромт, написанный другим современником Толстого: «Наш Богданович милую поэму написал, но Пушкина стихи ее убили: к ней граф Толстой рисунки начертал, и «Душеньку» рисунки воскресили». Другими словами одна из самых поэтических историй любви – любовь Амура и Психеи обрела вторую жизнь в рисунках Федора Толстого. В рисунках проявились вкусы и привязанности художника, который считал Грецию идеалом гармонии и совершенства. Изучив тщательно памятники античного искусства, он, сохраняя ароматы эпохи, создает свой мир, проникнутый тонким лиризмом, согретый теплым чувством, и кое-где оживленный легким юмором. Причем, даже в быту Толстой оказался поклонником античности. Его дочь – Е.Ф.Юнге вспоминала, что вся их квартира «была отделана в греческом вкусе, а спальня «Душеньки» срисована со спальни отца моего». В рисунках «Душеньки» явно чувствуется уверенная рука медальера, приученного к твердым выразительным линиям силуэта. Перо, ставшее виртуозным, наносит на бумагу изысканное графическое кружево. Одними контурами и легкими сплетениями внутри них, различным нажимом пера переданы и объем, и глубина пространства, и ритм движения. Именно поэтому «Душенька» вошла в историю искусства как одно из классических созданий русской график. Помимо работ Ф.Толстого в рамках выставки «Амур и Психея» Самарский художественный музей экспонирует и редкие рисунки выдающихся художников того времени: Ф.Бруни, П.Федотова, Н.Уткина. Есть и картины неизвестных художников 19 века. Например, «Портрет князя Воронцова» (бумага, офорт), «Николай Первый с наследником Александром Николаевичем и герцогом Максимилианом Лейхтенбергским на Бородинском поле», 1839 год (бумага, литография). Представлена на выставке и посуда императорского фарфорового завода (Петербург) – тарелки с изображением мундиров русской армии, с видом крепости в Павловском парке, графин с надписью «В честь российского воинства, взявшего Париж 19 марта 1814 года» (стекло белое, молочное, позолота), бокал с надписью «Всеобщий мир, 8 ноября 1815 года», фужер с изображением Николая Первого.

*