"Нашествие" переросло в ураган. Фестиваль рок ("Ъ")
В Тверской области в субботу начался и вчера завершился рок-фестиваль «Нашествие». Из-за кулис и из палаточного городка самого большого рок-фестиваля страны, переехавшего из подмосковного Раменского в Эммаус,– БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.
Самым большим сюрпризом субботнего «Нашествия» стал, конечно, ураган, который разразился во время выступления «Танцев минус». Небо обстреляло Эммаус градом, а потом утопило в чавкающей глинистой грязи, которая тут же уравняла относительно чистое закулисное пространство и чумазых обитателей палаточного городка.
Концертная программа началась в одиннадцать утра. Генеральный продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев выехал на поле на настоящем броневике, что, по замыслу постановщиков шоу, обозначало революционный дух «Нашествия». Господин Козырев бросил оземь папаху и, взяв в руки гитару, вместе с группой «Би-2» заиграл рифф из ее песни «Революция».
«Живые иллюстрации» к песням, порой забавные (как залп в небо заряда из тысяч бабочек на выступлении группы Л.О.М.О.), порой напоминающие агиттеатр (как плакаты со статистикой терактов на песне Мары «Самолеты»), в целом, конечно, вызывали интерес – авторы сценария «Нашествия» в отсутствие самых сильных концертных составов (в программе «Нашествия» не значатся «Алиса», «Король и Шут», Земфира и «ДДТ») стремились «собрать» действие, однако оценить по достоинству их вызов могли только люди, стоявшие совсем близко к сцене. Большие проекционные экраны, призванные увеличивать детали для дальних рядов, работали как-то очень избирательно, крутили много рекламы спонсоров, а про принятую на таких масштабных шоу режиссуру трансляции на экраны здесь, к сожалению, говорить не приходится.
Самым приятным впечатлением первого дня «Нашествия» был ансамбль Ольги Арефьевой «Ковчег» – не так часто услышишь ее на большой площадке, а не в декорациях концертного зала ЦДХ. Когда «Ковчег» проявляется в формате стадионного шоу, вдруг выясняется, что профессионализма у группы в избытке, а хитов достаточно, чтобы «держать» сет в рамках крупного фестиваля. Сама же Ольга, возможно, самая недооцененная певица на нашей рок-сцене и, несомненно, лучшая вокалистка нынешнего «Нашествия».
Самым большим обломом первого дня стало выступление группы Brainstorm – интеллигентных мальчиков из Риги, которые накануне на саундчеке показали такой класс работы, который и не снился многим их российским друзьям-коллегам. На самом же выступлении все усилия «фирменных» звукоинженеров пошли прахом, коронный номер «Maybe» у Brainstorm попросту провалился, и более или менее раскочегарить толпу чистюле Рейнарсу Кауперсу удалось только на финальных русскоязычных «Выходных». Большим разочарованием оказался «Сплин», на «Нашествии» откровенно халявивший – вместо «акустического сета» Александра Васильева и Яника Николенко можно было с тем же успехом включить CD. «Сплин», к сожалению, все чаще разочаровывает на концертах, хотя господин Васильев совсем не утратил умения писать красивые и въедливые мотивы.
А главным событием первого дня «Нашествия» стало, безусловно, выступление группы «Ленинград». Несмотря на то что Сергей Шнуров на данном жизненном этапе существенно сбавил алкогольные обороты, выступление вышло традиционно непредсказуемым. Вступительную тему «Мобильник» из «Бумера» музыканты сыграли слаженно и раскатали ее до размеров патетического оркестрового произведения, одно это привело публику в состояние полного угара. Затем после каждой новой песни Шнур устраивал на сцене небольшое совещание – было ясно, что ни о какой «постановке» или заранее прописанной программе у этих господ не идет и речи. По ходу выступления у Шнура лопнули от напряжения брюки, барабанщик Пузо упал со сцены, а песню «Геленджик» группа начала, но так и не смогла сыграть как следует – как признался Шнур, сказался недостаток репетиций. И тем не менее энергия, которая была выброшена со сцены в этот вечер, буквально ощущалась физически. Это едва ли не первый концерт «Ленинграда» на большой российской публике в этом году. Видно, что драйв, за который полюбили Шнура и компанию, никуда не делся, а строчки вроде бы простых и разгильдяйских песен с каждым годом все больше подходят к нашей действительности. И какие бы юбилеи ни устраивали «ветераны», чего бы ни придумывала сумасшедше-креативная молодежь, «Ленинград», по-моему, остается в этой стране группой номер один.
«»Ленинград» не измочаливает себя концертами»
Главный герой первого дня «Нашествия» СЕРГЕЙ ШНУРОВ ответил на вопросы Ъ.
– Ты помнишь, как вы впервые выступили на «Нашествии»?
– 2000 год. Мы выступали совершенно пьяными, поэтому было все равно, где мы: в клубе, на ипподроме – хоть дома.
– Если мне не изменяет память, другое ваше выступление в Раменском ознаменовалось дракой с кем-то…
– Этот человек вылез на сцену вместе с нами. Считается, что раз у «Ленинграда» 20-40 человек на сцене зараз, то одним больше, одним меньше – роли не играет. Но для нас как раз важно, что мы хотим видеть рядом только друзей. В этом году нам дали 30 гостевых приглашений на группу. Гарик Сукачев, конечно, был с нами, Чача Иванов из «Наива» (мы с ним как-то очень задружились в последнее время).
– А на радиоверсии «Нашествия» в прошлом году ты поссорился с Виктором Гусевым и Василием Уткиным.
– Я нисколько не ссорился с ними, ну так, поругались чуть-чуть в эфире. Это был элемент шоу. Я с ними как дружил, так и дружу, а у Васи Уткина даже бываю на днях рождения.
– Как ты получил приглашение на «Нашествие-2004»?
– Для меня это не было каким-то особым событием, вот этот звонок. Я постоянно чем-то занят. У меня сейчас два заказа на саундтреки, написан материал еще для целого альбома, даже больше. А «Ленинград» в этом году, как и в прошлом, выступает крайне редко, мы не стремимся измочалить себя на концертах. При этом все музыканты группы востребованы, кто-то пишет музыку для кино, кто-то играет с Женей Федоровым из Tequilajazzz, у кого-то собственные группы. Бывшие участники группы тоже собрали собственную команду «Писк гада». Парни там все боевые, так что музыка получается хорошая и неожиданная.
– У меня есть ощущение, что вся твоя жизнь – это цепь побед Ленинграда над Москвой: в Москве ты пишешь музыку к кино, в Москве выигрываешь суды; выступаешь в Москве, несмотря на все запреты; Москва показывает тебя по телевизору.
– Это противостояние Москва–Питер было актуально для меня несколько лет назад, я чувствовал его до корней волос. Сейчас петербуржцем я чувствую себя не только в Москве, но и в Минске, скажем.
Газета «КоммерсантЪ» №144/П(2983) от 09.08.04
*