Битва гигантов. Олег Дерипаска нашел конкурентов ульяновским внедорожникам ("РК")
Последняя сенсация отечественного автопрома — “Горьковский автомобильный завод” фактически объявляет войну УАЗу и АвтоВАЗу. В настоящее время ГАЗ изучает возможность реализации на российском рынке индийских внедорожников.
По имеющейся информации, специалисты маркетинговой службы автозавода уже выясняют, найдут ли иномарки своих покупателей. Сообщается также , что руководство ОАО “ГАЗ” якобы готово организовать совместное предприятие по сборке индийских джипов Mahindra в Нижнем Новгороде.
Индусы наступают
Mahindra & Mahindra Ltd. — старейший машиностроительный концерн Индии, специализирующийся на производстве вездеходов, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. В 1945 году он начал с того, что организовал производство индийских аналогов вездехода Willys-Overland. В 80-е годы была начата сборка новых моделей. На их базе созданы Commander (фаэтон и универсал), восьмиместные универсалы серии CL, а также пятиместные версии Commander Marchal.
Индийские джипы Mahindra хорошо известны на рынках азиатских стран. Mahindra выпускает также полноприводные мини-грузовики Tempo – как и их российский аналог УАЗ-3303, они унифицированы с семейством джипов. Кроме того, на их базе индийский концерн выпускает и 11-15-местные микроавтобусы.
Впервые речь о создании в России совместного предприятия по сборке индийских внедорожников зашла на VII Московской международной выставке “Мотор Шоу-2002”. Тогда об этом заявил исполнительный директор концерна Mahindra Алан Дюрант, подчеркнувший, что на совместном предприятии будут собираться внедорожники модели Scorpio — первой самостоятельной разработки компании.
Но только сегодня дело дошло до практической реализации этих планов. Четырнадцать тысяч долларов – такова средняя стоимость индийского внедорожника. Но на ГАЗе готовы заменить дорогостоящие комплектующие отечественными аналогами и разрекламированный внедорожник может лишиться французского двигателя, зато станет дешевле.
Двойной удар
Выход на российский рынок индийского джипа может нанести ощутимый удар сразу по двум крупнейшим автомобильным корпорациям. Не исключено, что в случае успха концерна Mahindra пострадать может АвтоВАЗ: “индиец” может составить достойную конкуренцию Ниве-Chevrolet. Говорят, что таким образом ГАЗ намеревается вытеснить с рынка долю продукции своего тольяттинского конкурента.
Но роковым этот удар может оказаться и для Ульяновского автомобильного завода, традиционно считающегося лидером на отечественном рынке джипов. Индийский внедорожник — явный конкурент новым моделям УАЗа – Simbir и Hunter. А ведь Hunter считается гордостью ульяновских автомобилестроителей.
Между тем, еще недавно у “Северсталь-Авто” были амбициозные планы, касающиеся дальнейшего развития Ульяновского автозавода. В частности, планировалось создать принципиально новый внедорожник. И в числе возможных инвесторов проекта назывался и индийский концерн Mahindra & Mahindra. Но руководство “Северстали” в конечном итоге решило отказаться от этой идеи, решив сосредоточиться на создании УАЗ-315195 – рестайлинговой модели всем известного УАЗ-31514. Как заявил гендиректор ОАО “УАЗ” Виктор Клочай, “проект по производству УАЗ-315195 сегодня является самым приоритетным”. А эксперты тут же пояснили, что на УАЗе вместо качественно нового внедорожника будут выпускать не что иное, как улучшенную модификацию традиционного “козла”.
Подоплека медленно разгорающегося конфликта представляется весьма любопытной. Дело в том, что Горьковский автозавод, равно как и Павловский автобусный завод, входит в «Руспромавто» – холдинг, находящийся под контролем Олега Дерипаски. Двигатели же для автомобилей, выпускаемых на его предприятиях, поставляются, в основном, Заволжским моторным заводом (Нижегородская область), принадлежащим “Северстали” – холдингу Алексея Мордашова.
И очередную корпоративную войну между автогигантами можно ожидать в том случае, если ГАЗ действительно решится реализовать совместный проект с индийской стороной.
СПРАВКА
Автомобильное подразделение индийской машиностроительной компании Mahindra & Mahindra собирает грузопассажирские автотранспортные средства, легкие грузовики, в том числе и различные внедорожники по лицензии Jeep. Наиболее известные модели – Mahindra MM 540/550, Mahindra CL, Mahindra Hard Top, Armada Grand.
Михаил БЕЛЫЙ
№ 345 2004-09-09
«Русский курьер»
*